(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Компьютеры и телефоны под «авторским» налогом

Российские власти хотят обязать всех производителей, импортеров бытовой электроники, компьютеров, кассет и дисков отдавать один процент от стоимости товара в специальный фонд, из которого должно выплачиваться вознаграждение авторам произведений искусства. Общая сумма сборов оценивается в $100 млн в год.

 

Механизм распределения этих средств формально прописан в принятом 14 октября 2010 года постановлении Правительства России «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

 

Российское законодательство разрешает воспроизведение авторских произведений для личного пользования: никто не запрещает владельцу видеомагнитофона записать понравившийся фильм, обладателю магнитолы — музыку и т. д. Но авторы должны получать соразмерную компенсацию, которую, согласно Гражданскому кодексу РФ, обязаны выплачивать те, кто выпускает или ввозит в Россию видеомагнитофоны, магнитолы, кассеты и иные носители или средства записи. Такой порядок существует во многих странах мира.

 

Сбором средств занимаются специальные агентства — аккредитованные государством общества по коллективному управлению правами (сокращенно ОКУП, именуемые критиками «ОКУПантами»). В роли «мытаря», собирающего «дань» с производителей и импортеров техники и «болванок», скорее всего, выступит Российский союз правообладателей, который возглавляет режиссер и политик Никита Михалков.

 

Дорогой наш Никита Сергеевич

 

Сам «авторский налог» составит один процент от отпускной цены или таможенной стоимости материальных носителей или оборудования, «используемого для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях». Утвержденный Правительством России перечень таких товаров включает почти 40 позиций, в том числе все виды магнитофонов и плееров, дисков, кассет, «флэшек», а также компьютеры и иные электронно-вычислительные машины. Но дальше — лучше. В список попали также переносные радиостанции и все телефоны, в том числе не имеющие возможности воспроизводить никаких мелодий кроме обычных гудков. Включены в перечень и бытовые видео- и кинокамеры, хотя они изначально могут использоваться исключительно для создания новых произведений самими авторами-владельцами.

 

Платить «дань» обязали производителей и импортеров радиоприемников и телевизоров, которые сами по себе не способны записывать музыку или фильмы, а за их прослушивание или просмотр правообладателям уже заплатили теле- или радиокомпании.

 

ОКУП, который будет собирать такой «налог» и распределять вознаграждение авторам, пока официально не утвержден. Изначально такие функции предполагалось доверить Российской фонографической ассоциации, но всего за несколько дней до рассмотрения этого вопроса ее руководитель Вадим Ботнарюк был забит до смерти и умер.

 

В проводимом в 2010 году конкурсе участвовало два агентства — Российский союз правообладателей (РСП) и Российское общество по смежным правам (РОСП). Их заявки аккредитационная комиссия рассмотрела еще 20 сентября, но официально ее решение пока не опубликовано, однако, по слухам, победителем выйдет РСП, возглавляемый Никитой Михалковым. Впрочем, учитывая заслуги главы союза перед обществом, было бы странно предполагать иной исход конкурса.

 

Утомленные солнцем

 

Принятое 14 октября постановление вступит в силу в ближайшие дни, а со дня подтверждения государственной аккредитации ОКУПа все производители и импортеры обязаны будут отчислять процент в авторский «общак».

 

Сами ритейлеры убеждены, что введение такого «налога» не приведет к повышению цен на бытовую электронику и иные включенные в список и облагаемые «данью» товары. По мнению представителя компании «М.Видео» Антона Пантелеева, сумма отчислений не существенна: «Мы относимся к его введению спокойно. Куда серьезнее колебание курсов валют, но и это не приводит к увеличению цен. Что касается чистых дисков, то их стоимость как падала примерно на 20% в год, так и будет падать», — отмечает он.

 

Ответственность за неуплату «дани» или непредставление отчета законом не определена. Руководство самого РСП угрожает административными санкциями, толкуя неуплату сбора как «нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода». «Если импортер или изготовитель, обязанный по закону уплачивать соответствующие средства, нарушает данное обязательство, то ему может грозить административный штраф от 30 до 40 тыс. рублей с одновременной конфискацией всего оборудования и материальных носителей», — заявила журналисту «J» пресс-секретарь РСП Юлия Иванина. Но управляющий партнер юридической компании Rightmark group Михаил Бойцов убежден, что за такие нарушения компании будут нести исключительно гражданско-правовую ответственность: ОКУП сможет в судебном порядке взыскать задолженность с начисленными на нее пенями из расчета ставки ЦБ РФ (сейчас — 7,75% годовых).

 

Борьба с ОКУПантами

 

Самим авторам (сценаристам, композиторам, поэтам-песенникам и пр.), а также актерам, певцам и другим исполнителям достанется лишь малая часть собранных средств. Предложенная РСП схема предусматривает, что 25% авторского «общака» пойдут на нужды самого ОКУПа, а 60% — в некий фонд развития кинематографа. Оставшиеся 15% распределят между авторами, исполнителями и изготовителями фонограмм или фильмов.

 

Но ни в одном нормативном акте не прописан механизм определения доли произведений. Например, какой процент от «общака» получит сам Никита Михалков за свой фильм »12», какую — его давний соперник Владимир Меньшов за «Ширли-мырли», сколько достанется Алле Пугачевой за спетые некогда «Миллион алых роз» и т. д. Ведь при ввозе кассет или магнитофонов никто не знает, для записи какого и чьего произведения они будут использоваться.

 

По мнению члена правления Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Валерия Мордвинова, постановление Правительства РФ очень «сырое» и коррупциогенное: «Баз данных авторов практически нет, а о действительной принадлежности прав на многие произведения идут многочисленные споры. Отчеты о распределении не публичны, статистика предпочтений пользователей тоже может быть сфальсифицирована. Соответственно — невозможно определить, кому и сколько».

 

В реестр самого РСП сейчас включено чуть более 2 тысяч кинофильмов и иных аудиовизуальных произведений. В нем нет даже таких кинолент, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», номинировавшихся на «Оскар» фильмов «Белый Бим черное ухо» и «А зори здесь тихие», культовой ленты советских школьников 1980-х «Гостья из будущего» и почитаемых работниками Лубянки сериалов «Семнадцать мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить», комедий «Джентльмены удачи», «Полосатый рейс» и т. д. Тогда как одной из главных новостей РСП является заключение договора с неким певцом по имени Колдун.

 

По словам Юлии Иваниной, «система распределения вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, рекорд- и кинокомпаниями будет основываться на статистических исследованиях и сборе максимально объективных сведений. Речь идет о детальном анализе информации об объемах розничных продаж музыки и кино на дисках и других видах носителей (в том числе через Интернет), объемах кассовых сборов при показе фильмов в кинотеатрах и зрительской аудитории телевизионных каналов, национальных музыкальных и кинорейтингах. Также будут использоваться данные, получаемые от аккредитованных организаций — Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Так как эти сведения основаны на отчетах пользователей, то они представляют собой объективные показатели популярности и частоты прослушивания/просмотра того или иного произведения», — поясняют в РСП.

 

Будут ли публиковаться статистические отчеты — в союзе не сообщили. Методики же оценки предпочтений россиян крайне субъективны, а главное, не учитывают основной принцип взимания сборов — учет количества произведений, записанных в личных целях. «Популярные ленты прошлых лет вряд ли попадут хоть в один кинорейтинг, — отмечает один из критиков. — В листинге 2010 года проваленная на всех зарубежных фестивалях эпопея «Утомленные солнцем 2» однозначно вытеснит награжденный «Оскаром» фильм «Москва слеза не верит». Вспоминаются советские времена, когда самым тиражируемыми и, видимо, читаемыми произведениями считались полное собрание сочинений Владимира Ильича Ленина и «Малая земля» Леонида Ильича Брежнева».

 

Кроме того, все опрошенные участники авторского рынка с недоверием относятся к отечественным ОКУПантам, и их доводы подтверждаются практикой. Последний пример — иск Российского авторского общества к организатору концерта Александра Розенбаума, на котором им исполнялись собственные (!) произведения. Но ОКУП требовал гонорар певца. 13 октября суд защитил Розенбаума от «защитников» его авторских прав, отклонив требования «ОКУПантов».

 

источник: Daily Journal