(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Абонент всегда крайний

     Судебная практика подтверждает, что сотовые компании не слишком охотно соглашаются отвечать за действия своих партнеров. Потерпевшим приходится доказывать, что они не подписывали договоры, не заходили на некие сайты и т.д. Некоторые операторы списывают деньги, просто получив сообщение от неизвестных организаций о якобы оказанных абоненту услугах. Даже если суд признает факт нарушения и нанесенный абоненту ущерб, сотовые компании зачастую «переводят стрелки» на дилеров, контент-провайдеров и т.д.

    От злоупотреблений со стороны операторов не защищен никто: персональные данные (ФИО и паспортные реквизиты) размещены в доступных в Интернете базах данных, а потому нельзя исключить, что завтра на ваше имя будет заключен даже десяток новых контрактов. Подписчиком на услугу контент-провайдеров можно оказаться, даже не отправляя сообщения и никуда не звоня, а возможно — даже не включая телефон.
 
    Перспектива выглядит еще более пугающе: сотовые операторы лоббируют принятие ограничивающих их ответственность поправок, а также закона о мобильных платежах, который позволит им проводить банковские операции. Гарантий, что в такой ситуации гражданин не окажется должником на миллионы рублей, никто дать не может.
 

    Акт, протокол, отпечатки пальцев

 
    Десятки (если не сотни) абонентов уже стали жертвой использования их имени при заключении договоров. Например, Елена А. имела неосторожность оформить дисконтную карту в одном из петербургских супермаркетов, а вскоре получила требование оплатить долг от одной из сотовых компаний: якобы она подключилась через размещенную в том же магазине точку и накопила приличную задолженность. Пришлось ехать в офис оператора и писать заявление — спустя несколько месяцев связисты отказались от своих требований, но возмещать как-либо нанесенный моральный вред не пожелали.
 
    В подобной ситуации оказалась и Татьяна Голушко: якобы через некое ООО «Миг» она подключилась к сети МТС. Требование об уплате долга женщина получала уже от коллекторского агентства с громким названием «Пристав». Доказать свою непричастность Татьяна смогла только в суде после проведения почерковедческой экспертизы, но возмещать судебные расходы и компенсировать моральный вред оператор отказался: оштрафовав представившего фиктивную анкету агента (ООО «Миг») на 6 тысяч рублей, МТС сочли свою миссию в защите пострадавшего гражданина исполненной. Суд, признавая договор незаключенным, согласился взыскать с оператора только часть фактических расходов Татьяны Глушко на юристов, не усмотрев достаточных оснований для возмещения в пользу вынужденной доказывать свою невиновность и бегать по судам женщины компенсации морального вреда.
 
    Как пояснили в пресс-службе самой компании, они оперативно реагируют на абонентские жалобы и ведут расследование по каждому отдельному случаю: «Если в ходе проверки будет установлено, что лицевой счет не имеет отношения к абоненту, то договор будет признан фиктивным, задолженность по нему — ликвидирована, а недобросовестный дилер-продавец — понесет наказание».
 
    В то же время ответственность за действия своих коммерческих представителей операторы нести явно не намерены. Более того, в МТС ссылаются на предложенный чиновниками профильного ведомства (Минкомсвязи) проект поправок в действующие Правила оказания услуг связи: «Мы приветствуем обсуждаемые изменения, поскольку они, в основном, законодательно закрепляют порядок действий операторов, уже сложившийся на рынке. В рамках планируемых поправок ответственность за продажу SIM-карт будут нести операторы и коммерческие представители, а не только операторы», — поясняют в МТС.
 

    Молчание — знак согласия

 
    Не меньшую угрозу представляют контент-услуги — с прошлого года операторы ввели новую технологию: для подписки абонент не должен ни отправлять SMS-сообщения, ни звонить на короткие номера — достаточно ввести на некоем сайте свой номер. Правда, сделать это может не только законный обладатель номера, но и его недоброжелатель или вообще постороннее лицо. На телефон приходит сообщение, что для отказа от подписки нужно как раз отправить платное сообщение на короткий номер. Если абонент это не сделает, то считается подписавшим договор, и с его счета с интервалом примерно в неделю будут списываться по сто и более рублей.
 
    Первый судебный спор вокруг такого лохотрона уже рассматривается в Санкт-Петербурге. Юрист ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Шапков признает, что абонент не совершал никаких активных действий с телефоном (не звонил и т.д.), но априори считает доказанным факт, что именно он заходил на сайт и вводил там свой номер. То есть, молчание в ответ на уведомление о подписке, по его мнению, надо рассматривать как согласие на заключение договора, причем даже не с «Билайном», а неким контент-провайдером, название которого было озвучено только в суде.
 
    Эксперты считают подобные выводы абсурдными: «SMS-сообщение можно рассматривать как оферту (предложение) заключить договор, но только если в ней содержатся все его существенные условия, — разъясняет Евгения Станиславская, юрист коммерческой практики компании Rightmark group. — Для ее принятия (акцепта) абонент должен сделать определенные действия и выразить согласие на заключение договора. Молчание или бездействие никак не могут рассматриваться как акцепт».
 
    С ней солидарна и Элина Войник, юрист компании Pen&Paper: «Чтобы молчание в данной ситуации можно было рассматривать как согласие на заключение договора, между сторонами должно быть уже заключено соответствующее соглашение, в котором бы однозначно указывалось, что стороны признают молчание согласием на заключение договора. В противном случае и в отсутствие соответствующего закона, представляется, что молчание нельзя признавать выражением воли лица на заключение договора», — полагает эксперт.
 
    Парадоксально, но оператор фактически списывает деньги с абонента лишь по сообщению от своего партнера — контент-провайдера. Сам он не может ничего проверить или подтвердить: в информации из биллинговой системы, которую сейчас запросил суд, зафиксирован лишь факт получения абонентом некоего сообщения. В пресс-службе «Билайна» не пожелали комментировать ситуацию или разъяснить, что в подобных случаях должен делать законопослушный абонент.
 

    Money, money, money

 
    Положение всех клиентов сотовых компаний в скором времени может оказаться еще более опасным: Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о так называемых «мобильных платежах», позволяющий сотовым и иным компаниям проводить финансовые операции. «Абоненты давно готовы использовать мобильный счет для оплаты товаров и услуг, но нет совершенной законодательной базы, регламентирующей такое использование авансовых платежей. Совершенно естественно, что они хотят использовать свои средства, а не держать их на счете лишь для оплаты услуг связи, — убеждены в пресс-службе компании «Мегафон». — Принятие законопроекта даст развиваться новым возможностям для людей и положительно повлияет на экономику».
 
    Особенностью мобильных платежей будет списание денег по поручению даже не клиента, а оператора (!). «Сотовые компании придумали «сказку»: мол, человек, положивший деньги для оплаты услуг связи и пожелавший их вернуть, согласится отдать их, например, в оплату коммунальных платежей, — говорит финансовый омбудсмен России — депутат Госдумы Павел Медведев. — По существу банковскую операцию стали именовать иначе — возвратом денег».
 
    По его мнению, закон нарочито написан так, что ничего нельзя понять: «Это и называется «мутная вода», в которой много чего можно выловить. Ведь абы кто сможет легально заниматься не только переводами, но кредитованием, а потом и привлечением вкладов и т.д. Это вершина морально-юридического разложения и пример финансового бандитизма!» — убежден депутат.
 
    Рассматриваемый и горячо поддерживаемый операторами законопроект допускает много кривотолков. Например, не определено, что расчеты могут проводиться только в пределах положительного остатка абонента на счете. Следовательно — операторы будут вправе выдавать «кредит», причем до его возврата абоненту нужно будет уплачивать пени в размере 1 процента в день (365 годовых!). Размер «кредитной линии» не ограничен — потерявший мобильный телефон (или лишившийся его в результате кражи, передавший знакомым или пр.) может внезапно оказаться должником на неопределенную сумму. Жертвы подобного «кредитования» уже есть: престарелая жительница Соснового Бора подарила мобильник МТС своему племяннику — курсанту военного училища. Пользуясь возможностью получить очередной «кредит», будущие офицеры активно пользовались «бесплатной» связью, а выставленный сотовым оператором счет превысил 900 тысяч рублей! Суд вынужден был взыскать эту сумму с непредусмотрительной пенсионерки.
 
    Автор: Павел Нетупский
 
    Источник: Фонтанка.ру