(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Работники без наркотиков

     С 1 июня больные наркоманией не вправе заниматься 28 видами деятельности, в том числе работать шахтерами, крановщиками и даже сантехниками. У экспертов введенные правительством РФ в целом логичные ограничения вызывают вопросы.

    Не исключено, что уже в ближайшие дни всем работающим в вузах, детских и медицинских учреждениях, на водном и железнодорожном транспорте и т.д. придется в добровольно-принудительном порядке проходить тесты (медицинские освидетельствования) и доказывать отсутствие пристрастий к употреблению зелья.
 

    Уволить нельзя работать

 
Перечень видов деятельности, которыми не вправе заниматься признанные наркоманами граждане, 18 мая подписал премьер-министр России Владимир Путин. Новые ограничения вводятся «в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
 
    По логике составителей списка, занятые в соответствующих сферах работники, так или иначе, связаны с источниками повышенной опасности, а потому, находясь в состоянии наркотического опьянения, могут совершить роковую не только для себя, но и других ошибку. Например, нельзя допускать страдающего наркоманией к управлению атомными электростанциями, пускать за штурвал самолета или даже за руль троллейбуса.
 
    В то же время в списке появилось много новых, не предусмотренных ранее действующими правилами, профессий. Например — подземные, водолазные и высотные работы, управление подъемными механизмами (кранами), обслуживание водопроводных сетей, добыча (как открытым и подземным способом) и переработка полезных ископаемых, педагогическая деятельность и т.д. При этом в перечень не вошла, например, деятельность в области связи — а ведь это стратегическая отрасль. На абсолютно законных основаниях наркоман может занимать и любые государственные посты (не связанные с хранением государственной тайны).
 
    По мнению социолога НИУ ВШЭ в Петербурге Александра Пронина, расширение такого списка может стимулировать работодателя пойти на дополнительные издержки, чтобы проводить проверку своих сотрудников, как действующих, так и будущих. «Косвенно это позволит государственным институтам получить более адекватную, приближенную к реальной ситуации оценку масштаба этой социальной проблемы», — убежден социолог.
 
    Однако вряд ли добросовестным и ответственным подчиненным, ведущим здоровый образ жизни, понравится унизительный приказ руководителя пойти и сдать анализы на наркотики. Юристы признают, что работодатель вправе дать такое указание, но вот последствия выявления больных наркоманией весьма туманны: действующий Трудовой кодекс РФ допускает только отстранение от работы сотрудника, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если же тот же преподаватель утоляет вредные пристрастия в нерабочее время, оснований для его увольнения нет.
 
    По мнению юриста Ольги Карповой, при заключении трудового договора работодатель также вправе потребовать предоставления соответствующей справки, а уже работающего сотрудника — направить на медицинское освидетельствование. Хотя до настоящего момента порядок осуществления такого освидетельствования не установлен.
 
    «Выявление заболевания наркоманией, если это не связано с грубым нарушением трудовых обязанностей (появление на работе в состоянии опьянения), не означает право работодателя сразу же уволить работника. С письменного согласия сотрудника можно перевести на другую работу. Договор может быть расторгнут, только если в соответствии с медицинским заключением подчиненный нуждается в переводе на срок более четырех месяцев, но такая работа в организации отсутствует», — поясняет юрист.
 

    Работодатели перед выбором

 
    Спорные вопросы о тестировании всех преподавателей, сантехников и шахтеров и т.д. на наркотики и о последствиях выявления заболеваний поручено разъяснить Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Однако пока нет даже официального проекта такого документа, и когда он появится — неизвестно. Тогда как руководителям школ, клиник, шахт и карьеров, железных дорог, водопроводных станций и иных организаций, осуществляющих соответствующие виды деятельности, нужно принимать решения уже сейчас. Оставив на работе наркомана, они берут на себя ответственность за возможные последствия. Уволив — могут быть уличены в нарушении трудового законодательства.
 
    Неясно также, как отреагируют сами наркозависимые на введенные запреты. «На первый взгляд, введение новых ограничений профессиональной деятельности для больных наркоманией кажется явной политикой дискриминации, основная цель которой — ограничить большинство от девиантных групп, — рассуждает Александр Пронин. — Но давайте попробуем посмотреть на ситуацию немного иначе: речь идет не о наркоманах, а о больных наркоманией. Таким образом, вводимые изменения в большей степени затронут государственные программы реабилитации для стоящих на учете наркоманов, нежели общие права и свободы данной группы «больных» или не «больных».
 

    Между тем, по оценкам Госнаркоконтроля, сегодня в России употребляют наркотики около 2,5 млн. человек. Сколько из них занимается включенными в новый список видами деятельности — не известно никому.

 
    Автор: Павел Нетупский
 
    Источник: «БалтИнфо»