(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Размещение рекламных конструкций:
как в погоне за клиентами не нарушить закон?

Одним из самых эффективных способов привлечения клиентов по настоящее время является реклама. Однако далеко не все предприниматели в погоне за клиентами следят за законностью своих действий в части ее размещения, не подозревая о последствиях. А несоблюдение порядка размещения рекламной конструкции может привести не только к принудительному демонтажу рекламной конструкции и судебным разбирательствам, но и к привлечению юридического лица к административной ответственности в виде штрафа в размере до 1 млн. рублей (ст. 14.37 КоАП РФ). 

 

Причем к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ могут быть привлечены согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 как заказчики по договору на установку рекламной конструкции, так и лица, непосредственно выполнившие работу по ее установке. Итак, о чем же все-таки стоит задуматься, чтобы Ваша рекламная конструкция не была демонтирована, а Вы не привлечены к ответственности? 

Во-первых, о месте размещения рекламной конструкции. Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещено размещение рекламы на знаках дорожного движения, их опорах или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, а также запрещено использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (п. 3 ст. 19, п. 2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе»). Причем под использованием транспортного средства в качестве рекламной конструкции понимается не только переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально, и переоборудование кузовов с приданием им вида определенного товара, но и согласно письму ФАС России от 02.05.2012 № АК/13623 — случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте (по сравнению с разумным сроком стоянки). За н арушение данных запретов установлена административная ответственность ст. 14.38 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 100 до 200 тыс. рублей и от 500 тыс. до 1 млн. рублей соответственно. Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «О рекламе», согласно которым рекламные конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от формы собственности, должны размещаться с 01.01.2014 только при наличии и в соответствии со схемами размещения рекламных конструкций, утверждаемыми органами местного самоуправления (в Санкт-Петербурге — органом государственной власти). При нарушении данного требования не может быть выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а ранее установленные рекламные конструкции, которые не будут соответствовать схемам размещения, будут демонтированы с выплатой владельцу рекламной конст рукции компенсации. 

Для решения вопроса о необходимости соблюдения процедуры размещения рекламной конструкции необходимо также определиться является ли рекламоноситель рекламной конструкцией, так как не любой рекламоноситель может быть отнесен к рекламной конструкции. Федеральный закон «О рекламе» к рекламным конструкциям относит ограниченный перечень средств, а именно: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения. Выносные штендеры, например, не могут быть отнесены к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется ст. 19 Федерального закона «О рекламе», что подтверждается Письмом ФАС России от 15.05.2012 № АК/14984. Следовательно, в отношении данного рекламоносителя не требуется получение разрешения на его установку и эксплуатацию. 

Во-вторых, перед установкой рекламной конструкции необходимо получить разрешение собственника здания, земельного участка, иного объекта недвижимости на размещение рекламной конструкции (если это многоквартирный дом — согласие собственников помещений в многоквартирном доме в виде протокола общего собрания собственников), а также заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который может быть заключен согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» как с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, так и с лицом, управомоченным собственником такого имущества, например, с арендатором. Срок данного договора не может превышать предельного срока, устанавливаемого в субъекте РФ, который должен быть не менее 5 лет, но не более 10 лет, а если это временная рекламная конструкция — 12 месяцев. Необходимо отметить, что согласно разъяснениям ФАС России, содержащимся в письмах от 17.03.2010 № АК/7158 и от 3 1.05.2010 № АК/16754, договор аренды земельного участка не может подменить собой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Вместе с тем, заключение договора аренды в дополнение к заключенному договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется законодательством Российской Федерации. Если необходимо установить рекламную конструкцию на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть заключен только на торгах (п. 5.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). 

И последнее, что зачастую игнорируется рекламодателями, необходимо получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемое органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции (в Санкт-Петербурге — Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации), на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу, а лицо, ее установившее — административной ответственности. 

После выполнения всех вышеуказанных требований и установки рекламной конструкции необходимо также не забывать про обязанность, установленную п. 9.3 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», согласно которой лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, должно уведомлять орган, выдавший данное разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении рекламной конструкции. Исходя из позиции Пленума ВАС РФ, указанное правило распространяется также на случаи перехода права собственности на рекламную конструкцию. При этом ввиду отсутствия в законодательстве соответствующего регулирования Пленум ВАС РФ в Постановлении от 08.10.2012 № 58 разъяснил, что смена собственника рекламной конструкции не приводит к перемене лиц в обязательстве из договора на установку рекламной конструкции в силу закона, однако с согласия собственника имущества, к которому прикреплена рекламная конструкция, замена стороны в указанном договоре может быть осуществлена по правилам ст. 615 ГК РФ. Причем не выполнение п. 9.3. ст. 19 Федерального закона «О рекламе» влечет за собой аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции (подп. 6 п. 18 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»), а также вынесение предписания об удалении размещенной информации и демонтаже такой рекламной конструкции. 

Итак, для предотвращения возникновения дополнительных расходов, судебных разбирательств, а также для предотвращения привлечения к ответственности за нарушения в сфере размещения рекламных конструкций, необходимо не только заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, но и получить все необходимые разрешения и согласования. 

Кузьмина Наталья — юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark Group

Источник: Петербургский правовой портал Кадис