(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Реестр залогов движимого имущества: есть ли плюсы для бизнеса?

С начала 2014 года начнет действовать Закон, внесший изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, и в частности предусматривающий создание реестра уведомлений о залоге движимого имущества (автомобилей, дорогостоящего оборудования, произведений искусства и т.п.). 

Потребность в таком реестре, учитывающем обременения именно движимого имущества, оборот испытывает уже давно. Инициатива его создания при условии ее надлежащей реализации, безусловно, добавит ясности и прозрачности обороту такого имущества. Потенциально реестр может способствовать учету залогов на движимые вещи, наравне с тем, как аналогичную функцию выполняет реестр прав на недвижимое имущество. 

Основная цель изменений состоит в том, чтобы защитить залогодержателей (в частности, банки) от перезалогов, а добросовестных приобретателей — от покупки заложенного движимого имущества. 

В настоящее время отсутствие доступности сведений о залогах движимого имущества приводит к многочисленным злоупотреблениям недобросовестных залогодателей. Например, в отношении автомобилей ситуацию не спасает даже сформировавшаяся практика банков, оставляющих у себя паспорт транспортного средства (ПТС), поскольку при отсутствии у регистрирующих органов информации о залогах получение недобросовестным залогодателем дубликата ПТС не составляет труда. В группу риска можно отнести и лизингополучателей, которые получают в собственность заложенное кредитной организации имущество, и т.п. 

На изменение складывающейся ситуации и направлены изменения законодательства. 

Так, вступающие в силу нововведения предусматривают, что при заключении договора залога нотариусу направляется соответствующее уведомление, сведения из которого и вносятся в реестр. 

По идее законодателя доступность сведений о залогах снизит остроту существующей проблемы. 

В частности, наличие реестра позволит обезопасить добросовестных приобретателей, которые при приобретении движимого имущества будут учитывать наличие обременения. Т.е., покупатель сможет оценить риски приобретения заложенного имущества. И продавец в такой ситуации будет защищен от возможных дальнейших притязаний покупателя, вызванных отсутствием у последнего информации о залоге. 

В проекте прямо указано, что в случае, если в реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата отсутствуют сведения о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, а также об изменениях, произошедших в праве залога, в момент приобретения заложенного движимого имущества лицом, которое не знало и не могло знать о том, что приобретаемое имущество является предметом залога, такое лицо признается добросовестным приобретателем. 

Иными словами, при отсутствии в реестре сведений о залоге добросовестный приобретатель будет защищен от возможного обращения взыскания на предмет залога (то есть от изъятия у него приобретенного имущества). 

Таким образом, формулировка закона может служить стимулом для обеих сторон направлять нотариусам соответствующие уведомления о заключении договора залога. Залогодатель заинтересован в наличии в реестре сведений о залоге, чтобы залогодержатель не смог распорядиться заложенным имуществом, а залогодержатель заинтересован в том же, поскольку в случае реализации заложенного имущества его покупатель уже не сможет считаться добросовестным. 

В результате, при заинтересованности сторон договора залога в отражении соответствующих сведений в реестре нововведения могут положительно отразиться на обороте движимого имущества. 

Однако, несмотря на безусловные преимущества создания системы учета залогов движимого имущества, при предложенном порядке реализации этой идеи, она вряд ли позволит достигнуть тех же целей, каких позволяет достичь реестр прав на недвижимое имущество. 

В частности, это связано с тем, что предполагается чисто техническая работа нотариуса по внесению сведений о залоге в реестр и проставлению отметок на документах на имущество (напр., в паспорте транспортного средства при залоге автомобиля). При этом не предполагается юридическая проверка нотариусом самого основания возникновения залога и действительной воли лиц, вступивших в залоговые отношения. 

При предложенном регулировании реестр будет иметь скорее информационный характер. 

Такое положение дел вряд ли будет препятствовать возможным злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц. 

Также сводит на нет большинство плюсов создания реестра и необязательность обращения к нотариусу за внесением записи о залоге в реестр (обязательность регистрации залога предусмотрена только для случаев нотариального удостоверения самого договора залога). В проекте предусматривается право (а не обязанность) сторон уведомить нотариуса о возникновении залога. Данное обстоятельство не позволит создать полный перечень всех залогов. 

Кроме того, вызывает опасения и норма закона, позволяющая внести в реестр сведения о залоге без участия залогодателя, который в случае недобросовестных действий каких-либо лиц может и не знать о наличии в реестре сведений о залоге принадлежащего ему имущества. 

В результате, можно отметить, что при подготовке принятых изменений законодатель допустил определенные упущения, допускающие возможность злоупотреблений со стороны недобросовестных участников оборота. 

При этом нельзя не отметить и то, что определенную ясность реестр залогов в оборот движимого имущества, конечно, внесет. Наличие сведений о залогах в реестре обезопасит от негативных последствий как залогодателей и залогодержателей движимого имущества, так и покупателей такого имущества, что не сможет не сказаться на стабильности оборота. 

Автор: Козлова Мария — юрист коммерческой практики компании Rightmark group

Источник: Петербургский правовой портал Кадис