Высший арбитражный суд РФ объявил о запуске нового электронного сервиса: теперь участники судебных процессов смогут пожаловаться на действия арбитражных судей через интернет. Эксперты считают: нововведение сделает систему подачи «кляуз» удобней, но вряд ли изменит процедуру их рассмотрения.
Отныне стороны арбитражных споров могут высказывать свое недовольство судьями и работниками судебных аппаратов не только в письменных депешах, но и через всемирную паутину. В понедельник, 12 июля на сайте Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) начал работать соответствующий сервис (http://spg.arbitr.ru).
Сетевой стук
Новая инициатива ВАС — суть продолжения работы над внедрением системы так называемого «электронного правосудия». Ее декларируемая цель состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность судебной системы и беспрепятственный доступ к решениям служителей Фемиды. В ВАС уточняют: главное ноу-хау сервиса состоит в том, что заявителю будут направляться уведомления о статусе и результатах рассмотрения жалобы, в том числе — официальные ответы из Высшего арбитражного суда. Инициаторы разработки системы надеются, что она позволит «более оперативно реагировать на жалобы граждан и юридических лиц, поданные на действия судей и работников аппарата арбитражных судов и сделает работу по их рассмотрению более прозрачной и понятной». Ответы на электронные доносы обещают предоставлять в течение 33 дней со дня их отправки. Чтобы воспользоваться новой системой, необходимо зарегистрироваться на сайте и сообщить полную информацию о своей организации.
Кроме того, сервис призван упростить процесс рассмотрения жалоб, число которых постоянно растет. Так, по итогам 2009 года на служителей Фемиды и работников судейских аппаратов российских арбитражных инстанций поступило свыше 5 тыс. доносов.
Эффективность простоты
«Новый сервис стал одним из элементов внедряемой в стране системы электронного правосудия. Безусловно, возможность подавать жалобы через интернет поможет участникам арбитражных споров. Более того, это пойдет на пользу судебной системе в целом. Однако проблема состоит не столько в улучшении механизмов подачи жалоб, сколько в процедуре их рассмотрения. Слать электронные письма конечно удобно, однако пока неясно, изменит ли инициатива ВАС систему и сроки рассмотрения донесений», — считает управляющий партнер. ООО «Международная консалтинговая компания «Вильчур и партнеры» Николай Вильчур.
Управляющий партнер юридической компании Rightmark group Михаил Бойцов поясняет: пожаловаться на служителя Фемиды можно в квалификационную коллегию судей. Или, в крайнем случае, председателю суда — хотя это и не совсем законный метод.
«Подобные желания возникают у участников процесса довольно часто. Чаще всего — из-за отказа судьи предоставлять материалы дела для ознакомления, нарушений сроков изготовления судебных актов и мнения, что судья заинтересован в исходе дела», — рассказывает Михаил Бойцов.
По его словам, случаются и вовсе комичные случаи: суть жалоб порой сводится к тому, что судья изготовил полный текст решения уже на следующий день после того, как вынес решение. Что, по мнению подателей жалоб, свидетельствует о том, что решение было написано заранее. «Иногда судей обвиняют в том, что они рассматривают сложные дела слишком быстро — в трехмесячный срок. Хотя именно столько отводится Арбитражным процессуальным кодексом на рассмотрение дела», — поясняет управляющий партнер.
источник: БН.ру