(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

ФАС отобрал у «Техношока» олимпийскую медаль

Владелец сети магазинов бытовой техники «Техношок» — ООО «Техноград» — требует отменить предписание антимонопольной службы, которая запретила ритейлеру использовать символику XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Решение дела в пользу «Техношока» может привести к весьма опасному прецеденту для организаторов игр в Сочи.

 

В преддверии Олимпиады многие представители бизнеса явно захотят использовать ее символику для повышения объема продаж. Любое изображение, хотя бы отдаленно напоминающее олимпийскую символику, не должно использоваться без ведома организаторов игр: таково мнение Петербургского управления антимонопольной службы (УФАС). Юристы «Технограда» считают, что их компания закон не нарушала — и в доказательство приводят соответствующие заключения экспертов.

 

Реклама с медалями

Дело в отношении ООО «Техноград» УФАС возбудила в конце мая — по признакам нарушения закона «О рекламе». С заявлением в службу обратилась автономная некоммерческая организация «Оргкомитет «Сочи 2014» (представляет интересы Международного олимпийского комитета в сфере защиты прав этой организации на принадлежащие ей объекты интеллектуальной собственности в России).

 

Как посчитали антимонопольщики, «Техноград» незаконно использовал символику XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере. А точнее — написал на рекламном баннере магазина «Техношок», что находится на Лиговском, 52, словосочетание «Зимние Игры 2010». Но больше всего комиссию УФАС возмутил тот факт, что справа от этой надписи красовались изображения бытовой техники, которые, по мнению представителей службы, «были скомпонованы таким образом, что по форме и цветовой гамме образуют фигуру, имеющую сходство с эмблемой XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году».

 

В центре рекламного шедевра были нарисованы золотая, серебряная и бронзовая медали, а справа от них — надпись «Награждаем скидками!».

 

В своем решении комиссия сослалась на положения закона «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи…». По нему реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм, признается недостоверной.

 

Нарушителем закона признали не только ООО «Техноград», но и компанию, изготовителя плаката, — ЗАО «Бизнес Линк Реклама».

 

Смешение понятий

С выводами антимонопольщиков в «Технограде» не согласились. И в начале июля подали иск в арбитражный суд с требованием признать решение службы незаконным. В понедельник, 30 августа, состоялось основное заседание по делу.

 

Как утверждает адвокат «Технограда» Мария Танаевская, размещенные на информационном щите символы и надписи не имеют сходства с олимпийской символикой. «У нас есть соответствующее экспертное заключение, выполненное компанией «Петроэксперт». Признаков сходства до степени смешения специалисты не выявили», — пояснила она.

Впрочем, представители УФАС с такими выводами не соглашались. «Речь не идет о том, чтобы установить признаки сходства до степени смешения: мы говорим о том, что используемые в плакате символы подобны олимпийской символике. А поэтому применять их без согласия правообладателя запрещено».

 

Юристы ЗАО «Бизнес Линк Реклама» придерживаются иной точки зрения. По их словам, суть защиты олимпийской символики во всех странах мира сводится к тому, чтобы не допустить возможность идентификации товара или услуги с олимпийским движением — без соответствующего согласия руководства последнего.

 

«Если такое сходство позволяет судить о причастности товара (услуги) к Международному олимпийскому комитету — реклама недопустима. В случае, когда у потребителей продукции впечатления о такой причастности не создается, состава нарушения быть не может. Практически любые явления в нашей жизни имеют сходства», — заявили представители «Бизнес Линк Реклама» (компания выступала на процессе в качестве третьей стороны). Вердикт по делу вынесут 18 октября.

 

Олимпийская борьба

Ранее президент оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко заявлял, что защита олимпийской символики является одной из главных проблем олимпийского законодательства. «В преддверии Олимпиады в Сочи российская сторона приняла на себя обязательства по защите прав интеллектуальной собственности на олимпийский и параолимпийский символы, флаг, девиз, а также все комбинации, связанные с названием города Сочи и цифрами 2014. Сейчас в глазах Международного олимпийского комитета (МОК) мы выглядим не очень красиво, потому что присутствуют просто вопиющие факты нарушений», — пояснил он.

 

«Завоевав право на проведение Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, Россия взяла на себя большую ответственность — защищать от незаконного использования один из самых известных и уважаемых международных брендов. Однако уже сейчас очевидно, что многие компании будут пытаться спекулировать на Зимних играх, в то время как порядка 75% бюджета Игр оргкомитет планирует получить от продажи коммерческих прав, лицензий и спонсорских контрактов», — пояснил Дмитрий Чернышенко.

 

Несмотря на то, что Комплексная программа по защите олимпийской и паралимпийской символики была утверждена 4 февраля 2008 года, число нарушений в этой сфере растет. Впрочем, чаще всего речь идет о подделках сувенирной продукции и одежды, на которых есть символы сочинской Олимпиады. А в целом вопросы защиты олимпийской символики регулируются законом «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи…».

 

«Документ защищает все символы Олимпиады и их производные — наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», Olympic, Olympian, Olympiad, Olympic Winter Games, Olympic Games, Sochi 2014 и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр», — рассказывает старший юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group Евгения Петрова. По ее словам, к олимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и другие произведения, ее элементы. А использовать эту символику можно лишь по согласованию с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией.

 

Эксперты уверены: понятие «эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр» слишком уж расплывчато и не дает возможности защитить бренд Зимних игр 2014 года от посягательств. Тем или иным образом бизнес будет всячески пытаться использовать олимпийские символы. А правообладатели — терять миллионы из-за упущенной возможности продать право на их использование.

 

 

 

источник: Daily Journal