(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

За «обналичку» накажут клиента

Налоговики нашли новый способ борьбы с популярным способом скрытия налогов — «обналичкой»: они стали штрафовать компании, которые заплатили деньги фиктивным, созданным на подставных лиц организациям («прокладкам»). При этом фискальное ведомство выступает против ликвидации таких контор.

 

Услуги по «обналичке» появились в России вместе с рыночной экономикой: в начале 1990-х объявления о возможности заключить мнимые договоры и, не платя внушительные налоги, за несколько процентов превратить доходы в «чистый нал», занимали по несколько полос рекламных газет. А на рынках и с лотков легко можно было купить пустые финансовые документы с подписями и печатями. Когда надзорным органам (налоговой полиции и инспекции) удалось уменьшить активность деятельности подобных фирм (уже в 1999 — 2000 годах их реклама практически исчезла), компании-«прокладки» стали использоваться для списания экспортного НДС: якобы уплаченный такой конторе налог не перечислялся в бюджет, тогда как экспортер требовал от государства его возмещения. В некоторые периоды выплаты из казны превышали поступления налога.

 

Если друг оказался вдруг

 

Услуги по «обналу» предоставляются и сейчас, хотя и в меньшем объеме, и без открытой рекламы. «Ловить за руку» компании, которые через такие конторы уходят от налогов, фискальные органы не хотят, да и не могут: налоговые инспекции не наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (подсматривать, следить, записывать и пр.).

 

Но «мытари» нашли способ противостоять такой практике: они стали взыскивать налоги и штрафы с тех, кто платит фиктивным фирмам. Ведь договоры со стороны таких «прокладок», как правило, подписывают вымышленные лица, а совершенная ненадлежащим представителем юридического лица сделка в силу закона является ничтожной. Равно как и все иные документы — счета-фактуры, накладные и проч. Следовательно, они не подтверждают расходы со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями.

 

В такой ситуации оказалась мурманская компания «СеверНефть», заключившая контракт на поставку дизельного топлива с зарегистрированным в Петербурге ООО «Вертикаль». Единственным его учредителем и директором выступил некто Игорь Обрубов, который на допросе в ГУВД признался, что никогда не занимался коммерческой деятельностью: испытывая тяжелое материальное положение, он предоставил некой юридической фирме свой паспорт, на который было зарегистрировано несколько организаций. Их названия Обрубов не помнит, но никаких договоров или доверенностей он не подписывал. Следов самого ООО «Вертикаль» компетентным органам обнаружить не удалось: в качестве местонахождения был указан так называемый адрес массовой регистрации.

 

В итоге налоговики, не признав поддельные документы надлежащим подтверждением расходов, взыскали с компании «СеверНефть» налогов, пени и штрафов на общую сумму в 13,4 млн руб. Попытка мурманских бизнесменов отстоять свои интересы в суде не увенчалась успехом. «Меры налоговой ответственности, примененные в отношении заявителя, являются следствием совершенных им налоговых правонарушений и неосмотрительности при выборе контрагента», — заключил арбитражный суд, отказывая в удовлетворении иска. Кассационная инстанция сочла принятое решение законным и справедливым.

 

Под маской Лени Голубкова

 

При этом никто не рассматривал вопрос, знало ли руководство «СеверНефти» о том, что ООО «Вертикаль» создано на подставное лицо. «Мытари» даже не пытались доказать наличие у покупателя топлива умысла на сокрытие налогов и т. д.

 

Юристы, как ни странно, поддерживают фискальное ведомство. «Позиция налоговых органов представляется обоснованной и справедливой, — полагает управляющий партнер юридической компании Rightmark group Михаил Бойцов. — Очевидно, что бороться с фирмами-однодневками бессмысленно и нереально: следует бороться с теми, кто не платит налоги. Компании, перечисляющие средства «однодневкам», всегда прекрасно понимают, с кем имеют дело». С ним согласен и директор консалтинговой компании «Вильчур и партнеры» Николай Вильчур: «Нельзя утверждать, что налогоплательщик здесь страдает абсолютно без вины: когда операции ведутся с «однодневкой», если это происходит и неумышленно, то, по крайней мере, сомнения не могут не закрадываться. Ситуации бывают разные, но, что греха таить, осмотрительностью в выборе контрагентов наш бизнес может похвастаться далеко не всегда».

 

Как выявить фирму-однодневку? Налоговики уже много лет проводят пропагандистскую кампанию под девизом «Проверь своих партнеров!», предлагая предпринимателям различные способы выявления недобросовестных компаний. Правда, ни один из них не гарантирует защиту ни от мошенников, ни от претензий самих налоговиков. И по большинству их них созданное по подложным документам ООО «Вертикаль» — вполне респектабельная надежная компания.

 

Например, в помощь честным бизнесменам на сайтах налоговики публикуют «черные списки» — перечни организаций, которые длительное время не представляют отчетность, а также имеют налоговую недоимку на сумму более 250 тыс. руб. Но ни в одном из них ООО «Вертикаль» не числится, тогда как в список крупных должников, с которыми налоговики не рекомендуют иметь дело, попали ведущие вполне легальный бизнес компании. Среди них Шанхайская Строительная Корпорация (строит «Балтийскую жемчужину»), ЦНИИ материалов, завод «Кулон», группа «Талион», производитель программного обеспечения «Юмасофт» и многие другие.

 

В число подозрительных включены и фирмы, местонахождение которых совпадает с адресом массовой регистрации юридических лиц. Соответствующая база данных доступна на сайте налогового ведомства. Таковым адресом признан и дом 43 по Приморскому проспекту, в котором зарегистрировано ООО «Вертикаль» и еще 14 различных организаций. Но однозначные выводы строить рано: в доме 47 по проспекту Стачек зарегистрировано почти 400 юридических лиц, включая ОАО «Кировский завод», его многочисленные дочерние структуры и т. д. По логике налоговиков с ними тоже рискованно иметь дело.

 

Также налоговые органы рекомендуют добросовестным предпринимателям быть осмотрительными при подписании контрактов с партнерами, которые не представляют личные контакты руководства, когда нет документального подтверждения полномочий директора и копии удостоверяющего его личность документа. Не лишним будет «пробить» партнера по ЕГРЮЛ, хотя в полном объеме этот реестр отсутствует в открытом доступе, а для получения официальной выписки нужно несколько раз съездить в налоговую инспекцию № 15, отстоять очередь и заплатить 200 — 400 руб. И опять же: никаких «черных меток» у ООО «Вертикаль» в государственном реестре, даже после завершившегося судебного процесса, в котором были выявлены все факты незаконности его создания, не появилось.

 

По мнению Михаила Бойцова, предлагаемые налоговой службой критерии для выявления недобросовестных лиц абсолютно не объективны: вряд ли место регистрации фирмы многое о ней расскажет. А Николай Вильчур отмечает, что критерии неблагонадежности контрагентов налоговики создают уже много лет — и все без особого успеха: «Надо честно признать, что это дело — типичный Сизифов труд: как только появляются новые критерии, фирмы, специализирующиеся на оказании услуг по незаконному уходу от налогов, немедленно принимают все меры, чтобы соответствовать требованиям. В итоге проблемы образуются чаще у честных налогоплательщиков, у которых нет времени следить за очередными «настоятельными рекомендациями».

 

Корень проблемы — в простоте создания юридического лица. За эту сферу, что поразительно, также отвечают налоговые органы, однако результаты их работы по борьбе с «однодневками» не впечатляют. Можно ссылаться на организационные трудности, несовершенство законодательства, однако много лет даже тенденции к улучшению ситуации пока не просматривается. «Не следует искать виноватых только с одной стороны. А поиск справедливости в налоговой сфере — занятие неблагодарное. Налогоплательщикам надо более тщательно подходить к выбору контрагента, а налоговикам — отходить от сугубо формального подхода в рамках мероприятий налогового контроля», — заключает Николай Вильчур.

 

Стоит отметить, что один из самых оригинальных критериев благонадежности, рекомендованных налоговым ведомством, — наличие сайта и рекламы в СМИ. Хотя собственное представительство в Интернете нужно далеко не всем даже очень серьезным компаниям, а крупнейшим в России рекламодателем в свое время было незабвенное АО «МММ»... Отвечающее всем признакам надежности.

 

 

 

источник: Daily Journal