(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Патентное политбюро

Городские власти объявили конкурс на создание 4-километровой выделенной полосы на Московском проспекте. Проект стоимостью 559 млн рублей вызывает резкую критику у экспертов — они не видят в нем экономической целесообразности и боятся, что подобное решение приведет к транспортным проблемам на этой городской магистрали. Помимо технических и экономических проблем проект предполагает и экологические — для создания «выделенки» будут вырублены деревья на бульваре, пролегающем от Московских ворот до Авиационной улицы.

ГУ «Дирекция транспортного строительства», подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), объявила аукцион на право выполнения капитального ремонта Московского проспекта от Московских ворот до Авиационной улицы. Ремонт подразумевает создание выделенной линии для общественного транспорта на данном участке. Стоимость ремонта и разработки документации по созданию выделенной полосы на участке немногим более 4 км составляет 559 млн рублей. Расчет максимальной цены был сформирован на основании стоимости капитального ремонта Лиговского проспекта, который включал в себя и создание полосы для общественного транспорта.

 

По требованию заказчика, создавая проект капитального ремонта Московского проспекта, победитель аукциона должен использовать «формулу полезной модели N 75399 «Транспортная магистраль мегаполиса». Имеется в виду модель выделенной полосы для общественного транспорта, подобная той, что реализована на Лиговском проспекте, запатентованная в августе 2008 года неким ЗАО «Нева-Дорсервис». В числе авторов патента: Владимир Антонов и Олег Виролайнен (бывшие председатели комитета по благоустройству и дорожному хозяйству), Валентин Щемелев, экс-начальник дорожно-мостового управления того же комитета, бывший глава комитета по транспорту и ГУП «Пассажиравтотранс» Александр Дацюк и действующий начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Бугров.

 

По мнению Михаила Бойцова, управляющего партнера Rightmark group, формально подобное требование не противоречит законодательству. «Требование использования патента является требованием к работам, а не к характеристикам участников аукциона. То есть работы должны быть выполнены в соответствие с конкретной моделью, но не прописано, что участник должен иметь договор с патентообладателем, — потенциальный исполнитель госзаказа может заключить договор с субподрядной организацией, имеющей подобный договор. Фактически же такое требование приведет к тому, что круг участников аукциона будет ограничен. А с учетом того, что авторами проекта являются бывшие и действующие чиновники, это может значительно сказаться на том, с кем патентообладатель заключит договор на использование патента, а с кем нет», — говорит господин Бойцов.

 

Победитель аукциона по проекту реконструкции Московского проспекта должен будет гарантировать городу 5-летний срок службы дорожного покрытия и трамвайных путей, 10-летний — инженерных сетей и двухлетний — элементов благоустройства. Подрядчик, которого комитет выберет на аукционе 2 февраля, должен будет приступить к работам не ранее 15 февраля и завершить их до конца июня 2012 года.

 

Представитель одной из городских компаний-проектировщиков сообщил «Ъ», что заявленная городом максимальная стоимость контракта адекватна — 1 км выделенной полосы стоит от 130 до 200 млн рублей, в зависимости от благоустроенности местности. А вот в Региональном общественном движении (РОД) «Петербуржцы за общественный транспорт» проект раскритиковали: «Подобные полосы для совмещенного движения трамваев и автобусов не должны быть длиннее 300 м, как в Европе. И смысл в них есть только в узких местах, например на мостах, создавать выделенную полосу на участке в 4 км нецелесообразно. К тому же создание совмещенной полосы заставит уничтожить бульвар, потому что такая «выделенка» должна быть на 2 м шире обычной полосы», — говорят активисты. В движении обещают, что будут пытаться убедить Юрия Молчанова, вице-губернатора, курирующего транспортный блок города, отказаться от проекта.

 

Александр Холодов, председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», также выступает против создания выделенной полосы на Московском проспекте. «Там, где нет полосы для трамваев, создание полосы для общественного транспорта просто отберет место у автомобилистов. И это приведет к тому, что пробок станет еще больше, а в силу того, что штрафы за выезд на полосу общественного транспорта невелики, водители все равно поедут по ней. Смысл создавать подобную «выделенку» есть только там, где есть трамвайные пути. Иначе, к сожалению, это не решение транспортного вопроса», — считает господин Холодов.

 

Всего в текущем году, по планам Юрия Молчанова, около 1,5 млрд рублей из 24-миллиардного бюджета КРТИ будет предназначено на создание выделенных полос для общественного транспорта. Помимо Московского проспекта полосы для общественного транспорта могут появиться на участках Ржевка — станция метро «Ладожская» — улица Авиаконструкторов — проспект Испытателей — Светлановская площадь; улица Типанова — проспект Славы; Петергофское шоссе — улица Казакова и далее к проспекту Стачек.

Автор: Влада Гасникова

Источник: «Коммерсантъ С-Петербург» № 10/П (4550) от 24.01.2011