(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Чиновников обязали читать «мыло»

Большинство пользователей компьютеров в скором времени смогут общаться с госорганами исключительно в электронной форме. Новый закон, который может вступить в силу уже в ближайшие дни, упрощает использование электронной подписи. Для получения государственных услуг больше не потребуется покупка специального программного обеспечения — все необходимые ключи должны будут предоставляться бесплатно любому желающему.

 

По видению правительства России, уже почти год граждане могут через единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) отправлять, например, налоговые декларации. Такая функция действительно существует, но на практике воспользовавшиеся ею пользователи указанного интернет-портала должны после отправки электронной декларации представить ее повторно — уже на бумажном носителе. Отказаться от «бумаги» вправе только налогоплательщики, получившие сертификат ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Для этого нужно заключить договор со специальным оператором, установить соответствующее программное обеспечение и т.д.

 

Также в электронном виде, согласно планам федеральных ведомств, уже должны предоставляться и другие государственные услуги. Например — регистрация граждан в качестве предпринимателей, подача таможенных деклараций и т.д. в большинстве случаев реализация этих идей опять же упирается в необходимость использования ЭЦП — нужно заключать договора, покупать софт и пр.

 

Юстас — Алексу

 

Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает сложный и громоздкий механизм использования криптографических и иных программно-аппаратных средств, создания удостоверяющих центров и т.д. Только в этом случае отправленный в электронном виде материал может получить статус документа.

 

Подобные меры призваны защитить информацию от возможной фальсификации, хотя часто они оказываются избыточными и тормозят развитие электронного документооборота. Если в Европе ЭЦП использует более 70 процентов населения, то в России — меньше одного. Причем сертификаты ключей в подавляющем большинстве случаев получают исключительно компании, для сдачи отчетности в налоговые и иные фискальные структуры, участия в процедурах госзаказа, использующие системы «банк-клиент» и т.д.

 

Новый закон, который уже одобрен Советом Федерации и должен быть подписан президентом России в ближайшие дни, предусматривает три вида электронной подписи: простая, усиленная и квалифицированная. Последняя является аналогом применяемой сегодня ЭЦП. Однако там, где «суперзащита» не нужна, можно применять и простую электронную подпись. «С технической точки зрения они различаются по степени их безопасности, т.е. возможности обеспечения неизменности содержания документа в процессе его пересылки, — говорит Дарья Пяткова, юрист коммерческой практики компании Rightmark group. — А также возможности подтверждения того, что подпись совершена именно отправителем. Новые нормы позволят участникам отношений по своему усмотрению, хотя и на свой риск, выбирать вид электронной подписи (за исключением установленных законом случаев) и программное обеспечение».

 

По словам адвоката юридической фирмы «S&K Вертикаль» Евгения Евдокимова, удостоверенная любой электронной подписью информация признается равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно: «При этом простая электронная подпись только указывает на лицо, подписавшее такой документ, а не устанавливает ее неизменность. Усиленная электронная подпись позволяет обнаружить факт внесения изменений в документ после его подписания. Использование усиленной электронной подписи связано с необходимостью получения в специальном удостоверяющем центре сертификата ключа. Однако участники оборота при желании могут обойтись и без получения такого сертификата, если решат использовать простую электронную подпись», — констатирует адвокат.

 

Изволите принять?

 

С государственными органами гражданам и частным компаниям «договариваться» не придется: законодатели определили, что предоставлять документы чиновникам можно подписанными простой электронной подписью: «При этом они будут признаваться документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью и заверенными печатью», — констатирует Дарья Пяткова.

 

Также определяется, что любые лица вправе бесплатно получить ключи для таких подписей. Также нельзя вынуждать частных пользователей (граждан и компании) устанавливать специальные программные и аппаратные средства.

 

Не исключено, что такой простой электронной подписью будет признаваться обычная авторизация пользователя на едином государственном портале. Ведь для регистрации на нем нужно пройти несколько этапов «проверки»: помимо общих реквизитов следует ввести свой ИНН и номер карточки пенсионного страхования, авторизоваться по e-mail и номеру мобильного телефона, а в конце — получить по почте заказное письмо. Исключить фальсификацию должны, по замыслу создателей портала, работники почты (письмо должно вручаться при предъявлении паспорта, хотя на практике часто просто бросается в ящик). То есть в большинстве случаев можно быть уверенным в достоверности указанных зарегистрированным данных, а, следовательно, в авторизации отправляемых им заявлений в электронном виде.

 

В то же время закон, который должен вступить в силу уже в апреле, делегирует правительству России задачу определить правила использования простых электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг. Когда соответствующие решения будут приняты, а, следовательно, россияне смогут отправлять по «мылу» декларации, заявления и иные петиции — неизвестно.

 

Юристы полагают, что использование упрощенного порядка подписания электронных документов может привести к хаосу и злоупотреблениям: «Остается непонятным, какая электронная подпись должна использоваться в обращениях граждан в государственные органы в целях осуществления действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, — вопрошает Евгений Евдокимов. — Например, в заявлениях о государственной регистрации прав (на недвижимость и т.д.). Закон определяет, что в таких обращениях может использоваться квалифицированная электронная подпись. Однако вопрос о том, будет ли использование такой подписи обязательным в подобных случаях, остается открытым».

 

Сомнения адвоката уже подтверждаются практикой: введенная процедура упрощенного получения регистрации по месту пребывания («временной прописки») с использованием того самого портала госуслуг, привела к панике среди петербуржцев. Последствия применения простой подписи для подачи документов, например, для государственной регистрации граждан в качестве предпринимателя, оценить невозможно.

 

Бесплатное удовольствие

 

Новый закон может облегчить положение малого бизнеса, который сейчас вынуждают оплачивать дорогостоящие услуги специализированных операторов. В обязательном порядке отчетность в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в электронном виде должны сдавать все организации со среднесписочной численностью 50 человек и более. Прием указанных документов включен в перечень госуслуг, то есть для их оказания в скором времени можно будет, возможно, применять простую электронную подпись.

 

Однако Ольга Баранова, заместитель генерального директор ОО «Аргос» (специализированный оператор) убеждена, что для налогоплательщиков сохранится обязанность использовать исключительно усиленные электронные подписи (аналог существующих ЭЦП). Упрощать процедуру, по ее мнению, нет смысла: ведь тогда любой сможет отправить декларацию хоть за «Газпром», хоть за соседа (а он узнает о такой «шутке», только получив требование от налоговой инспекции). В то же время подобную фальсификацию можно сделать и сегодня, вложив «бумажную» декларацию в обычный почтовый конверт: фискальные органы не проводят графологической экспертизы, а печать можно изготовить, не предъявляя никаких документов.

 

Также неясно, можно ли будет с использованием простой электронной подписи подавать заявки на участие в электронных аукционах при проведении госзаказа. Такие процедуры были, в том числе, для упрощения участия в них малых предприятий. Но на практике многие предприниматели считают нецелесообразным платить по несколько тысяч рублей авторизованным удостоверяющим центрам только за возможность участия в аукционах и считают, что подобные меры приняты как раз для монополизации рынка крупными компаниями.

 

Единственное, что гарантирует новый закон — преемственность. «Полученные сертификаты ключей ЭЦП будут действовать после вступления закона в силу до истечения срока, на который они выданы, — поясняет Дарья Пяткова. — Другими словами, участникам отношений не придется обменивать ключи на новые в обязательном порядке, и на их положении принятие нового закона негативным образом не отразится».

 

Автор: Павел Нетупский

Источник: Фонтанка.ру