(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Билет с «функцией невозврата»

     Авиакомпании нашли новый способ ограничить законное право пассажиров на возврат билетов: крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» ввел трудновыполнимую процедуру, которую должен пройти желающий отказаться от полета клиент.

    Действующий Воздушный кодекс РФ предусматривает, что пассажир вправе вернуть авиабилет и получить всю уплаченную за него сумму, если не позднее, чем за 24 часа до вылета, уведомит о таком намерении авиакомпанию. При отказе от полета в более поздний срок перевозчик вправе удержать до 25% от стоимости билета. Разумеется, такая норма закона противоречит интересам авиакомпаний. Лобби перевозчиков уже не раз пыталось изменить это правило, защищающее права пассажиров.
 

    «Бумажные» расходы

 
    Не дожидаясь воли законодателей, чиновники и перевозчики сами стали придумывать меры по ограничению возможности пассажира безнаказанно возвращать купленные билеты. Самый популярный способ — штрафные санкции. Де-факто их узаконило Министерство транспорта России, разрешившее перевозчикам брать с пассажиров сборы за бланки билета, ордера и квитанции, а также «плату за операции по аннулированию бронирования перевозки» и т.д.
 
    Все эти платежи при отказе пассажира воспользоваться купленным билетом вычитаются из возвращаемой ему суммы. Тарифы «штрафов» устанавливаются самими авиакомпаниями и зачастую могут превышать даже стоимость самого перелета: авиадискаунтер «Скай Экпресс» взимает штраф в 500 рублей, «Россия» — до 15 евро, «Аэрофлот» — 25 евро или 900 рублей.
 
    Против такого порядка в защиту своих клиентов выступили турагентства — в начале марта с заявлением в Верховный суд России обратилась директор петербургского агентства путешествий »33 удовольствия» Светлана Прусова («БалтИнфо» сообщало об этом). Однако чиновники Министерства транспорта РФ и Министерства юстиции РФ не признали ее требований.
 
    «Пассажир имеет право получить обратно только сумму, уплаченную им за воздушную перевозку, то есть расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа, — заявил Максим Калашник, заместитель директора Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста. — Сборы за бланк билета... являются фактически понесенными расходами перевозчика и при добровольном отказе пассажира от воздушной перевозки и не подлежат возврату».
 
    На днях Верховный суд России меньше чем за час рассмотрел иск Светланы Прусовой и счел позицию чиновников обоснованной. Доводы служителей Фемиды пока не оглашены (мотивировочная часть принятого решения будет готова в течение примерно двух недель).
 

    За деньгами — через нотариуса?

 
    Не дожидаясь разрешения судебного спора, «Аэрофлот» ввел новое ограничение: с 11 мая нельзя уведомить авиакомпанию о решении отказаться от полета по телефону или с помощью иных средств связи — необходимо лично или через представителя обратиться в офис либо отправить заказное письмо с нотариально удостоверенным заявлением. При этом моментом уведомления считается дата получения письма авиакомпанией, а оно может идти даже внутри города порой не один день.
 
    Эксперты рынка убеждены, что такая новация нарушает права пассажиров. «Зачастую доказать отказ от перелета в установленные сроки пассажиру вовсе не удастся, — полагает Роман Захаров, главный редактор специализированного журнала «Линия полета». — Офисы «Аэрофлота» имеются не во всех аэропортах и городах, куда летает перевозчик. Тогда как нотариальное заверение подписи при подаче отказа по почте требует дополнительной оплаты и времени. Пробовал ли кто-нибудь из руководства «Аэрофлота», к примеру, попасть к нотариусу в воскресенье вне крупных городов России? А как быть пассажирам за рубежом или иностранным туристам?»
 
    В то же время в самой авиакомпании отмечают, что сохранилась возможность оперативного возврата купленного через сайт билета.
 
    «Интернет-покупатели, хоть и не бесплатно, но смогут по-прежнему сдать билет и вернуть свои деньги, не вставая из-за компьютера. Таким образом мы приучаем людей пользоваться сайтом и параллельно снижаем собственные издержки. В свое время такую же тактику избрал Сбербанк, введя комиссию за коммунальные платежи, проводимые через операциониста. Изменения в правилах отказа от перелета объясняются участившимися случаями телефонного мошенничества: представлявшийся законным покупателем человек сначала сдавал купленный билет, а затем пассажир приезжал с документами и требовал посадки на ранее оплаченный рейс. В случае с интернет-оплатой такой опасности не существует — воспользовавшегося сайтом можно определить по уникальному номеру кредитной карты, который должен держаться в секрете», — разъяснили в пресс-службе «Аэрофлота».
 
    Несмотря на эти объяснения, опрошенные «БалтИнфо» юристы считают введенный порядок нелегитимным. «Действующим законодательством не установлены требования к оформлению отказа от полета, равно как и не предусмотрено право перевозчика определять такие требования, — убежден юрист Евгения Станиславская. — Установлено только, что перевозчик должен быть уведомлен об отказе. Соответственно, пассажир вправе осуществить отказ от договора воздушной перевозки в любой форме, позволяющей установить, что он исходит именно от пассажира, и позволяющей перевозчику получить такое уведомление».
 
    Одним из таких способов может быть заверенная телеграмма — оперативный, относительно недорогой (в сумме расходы не превысят 100 рублей) и гарантированный способ доставки документа. Но в «Аэрофлоте» его по неизвестным мотивам не признают (пресс-служба не пожелала комментировать этот вопрос журналисту «БалтИнфо»).
 
    В других авиакомпаниях пока не внедрили «инновационный» подход крупнейшего российского перевозчика. Например, в «Трансаэро» принимают уведомления об отказе от полета по телефону. В авиакомпании «Россия» требуется подача письменного заявления, но его, как пояснили журналисту «БалтИнфо», можно в форме скана (графического файла) отправить и по электронной почте.
 
    Автор: Павел Нетупский
    Источник: «БалтИнфо»