(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

«Этичный — кому как»: фейковые знаменитости зарабатывают в «Телеграме»

Александр Невзоров, Евгений Чичваркин, Олег Тиньков и Сергей Гуриев, сами о том не подозревая, приносят до полумиллиона рублей в месяц телеграм-предпринимателю. «Деловому Петербургу» удалось пообщаться с тем, кто зарабатывает деньги, цитируя чужие афоризмы.
В июле — сентябре 2021 года в «Телеграме» появились каналы «Александр Невзоров», «Олег Тиньков», «Евгений Чичваркин» и «Сергей Гуриев», у которых на сегодня уже 20 — 40 тыс. подписчиков. Продвижение активно ведётся в более популярных телеграм-сообществах. Каналы наполнены цитатами своих «авторов», которые можно без труда найти в их книгах, интервью и блогах. Присутствуют там и рекламные посты.

Реклама данных ресурсов создаёт у потребителя впечатление, что речь идёт об авторских каналах. Например, сообщается: «Евгений Чичваркин теперь в «Телеграме». Впрочем, если смотреть описание каналов (для этого нужно дополнительно кликнуть на «шапку»), то можно увидеть, что они обозначены как «сообщества поклонников». А канал «Олег Тиньков» спустя некоторое время после создания был переименован в «Олег Тиньков: сообщество поклонников». Кроме того, с его аватарки была удалена фотография Олега Тинькова.

В описании каждого из телеграм-сообществ указан один и тот же контакт. Корреспондент «Делового Петербурга» связался по нему с человеком, который представился Андреем и заявил, что это его каналы. Между нами состоялся следующий разговор:

С какой целью вы создали эти каналы?
 — Чтобы продавать в них рекламу.
Почему вы выбрали образы именно этих людей?
 — Потому что рекламный пост с ними давал оптимальную цену за подписчика. Тестировал и других, естественно.
Поступали ли претензии от этих людей?
 — От правообладателей «Тинькофф-банка» поступали, пришлось поменять название и аватарку. От остальных нет.
Можете ли вы назвать сумму дохода, который приносят эти каналы?
 — К сожалению, он не слишком стабильный, в первый месяц после залива канал приносит больше всего. Это специфика рекламодателей в «Телеграме», они любят покупать рекламу в новых каналах, так как там аудитория лучше реагирует на рекламу. Ну и плюс я не особо считаю его отдельно, я считаю общий доход со всей сетки каналов, куда входят не только эти.
Я спросил эксперта, он дал оценку в 300 — 500 тыс. рублей в месяц. Это близко к истине?
 — Да. За этот месяц побольше будет, думаю, так как Чичваркин и Гуриев недавно залиты, а дальше вообще непонятно, как будет продаваться реклама в них.
Использовать образы известных людей — это ваша собственная идея, или это практиковалось ранее?
 — Практиковалось ранее. Использовали Дудя, Лапенко, Илона Маска, может что-то ещё.
Считаете ли вы такой способ заработка законным и этичным?
 — Я не знаю законов, которые бы запрещали это, так что наверное законный. Этичный — кому как.

Представитель Александра Невзорова и администратор его официальных интернет-страниц Лидия Невзорова говорит, что это далеко не первый фейковый аккаунт легендарного журналиста. Ранее фейки появлялись во «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Тиктоке». «Так делают. Заводят фейковый аккаунт, люди подписываются, а потом от лица Невзорова вдруг внезапно что-то появляется к выборам, например», — говорит Лидия Невзорова. Сделать с этим, по её словам, ничего нельзя.

По данным Mediacube, объём русскоязычного рынка рекламы в Телеграм-каналах составил в прошлом году 12,8 млрд рублей. «Рынок рекламы в «Телеграме» никак не регулируется, рекламный пост может стоить и 10 тыс. рублей, и 100 тыс. Часто ориентируются на заказчика — сначала уточняют, что будем рекламировать, потом называют цену», — рассказывает маркетолог, автор канала Digital Eva Валентина Евтюхина. Использование образов известных людей, по её словам, повышает узнаваемость канала среди аудитории, так как известные личности достаточно много ресурсов вкладывают в продвижение личного бренда.

«Некие люди ищут новые ниши, но не хотят строить собственные бренды, поэтому проще паразитировать на популярных, — комментирует создание новой сети каналов медиаэксперт Павел Желтов. — Тем более эти персонажи не только ранее нагенерировали большое количество контента, но и продолжают оставаться в инфополе. Плюс ничего не мешает приписывать им высказывания, которых никогда не было. Сомневаюсь, что тема особенно выстрелит и авторам удастся продать много рекламы. Если верить их прайсу, то цена рекламного поста в этих каналах 10 — 15 тыс. рублей.

Быстрый взгляд не говорит, что это предложение хорошо продаётся. Сомневаюсь, что на текущем этапе, на этой сетке зарабатывают больше 300 — 500 тыс. рублей в месяц».

Критерий правомерности существования данных страниц — это добросовестность их создателей, считает юрист практики разрешения споров Rightmark Group Мария Крюкова. «Наличие самого по себе интернет-сообщества поклонников какого-либо гражданина не нарушает ничьих прав, — говорит она. — Однако, если на данных ресурсах публикуются фотографии или видеозаписи, и при этом нарушаются положения закона об охране изображений этого лица, это является основанием для требований о пресечении дальнейшего распространения такого контента. В случае нарушений практически действенным механизмом является обращение к администратору или в техническую поддержку мессенджеров и социальных сетей с требованием удалить подобные ресурсы».

Известен как минимум один случай, когда администрация «Телеграма» отреагировала на создание фейкового аккаунта. 9 октября бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден заявил, что кто-то создал телеграм-канал от его имени. Вскоре после этого в шапке канала появился значок Fake. Одновременно ситуацию прокомментировал создатель «Телеграма» Павел Дуров. «Этому каналу всего около недели и у него никогда не было значка «верифицировано». Вероятно, команда вообще не знала о его существовании. И всё, что вам надо было сделать — уведомить «Телеграм» об этом. Теперь он маркирован как «фейковый» и удалён из поисковой выдачи, как и прочие подобные каналы».

Как и ряд соцсетей, «Телеграм» в настоящий момент практикует специальные значки для подтверждённых аккаунтов известных людей.

Автор: Александр Лобановский
Источник: газета «Деловой Петербург»

Ссылка на источник: dp.ru