(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Автоперевозчики просят разрешения на страховку

 

Логисты требуют поменять два федеральных закона: «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта», — чтобы страховщики не могли уклоняться от выплат по полисам страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков.

Действующее законодательство позволяет страховым компаниям, страхующим ответственность перевозчиков и экспедиторов, не выплачивать страхователям ущерб в случае наступления страхового события: повреждения, гибели или утраты груза. Перевозчики и экспедиторы покрывают убытки грузовладельцам из собственного кармана без надежды получить возмещение от страховщика. Добиться компенсации можно только через суд, а это требует дополнительных материальных и временных затрат, что негативно сказывается на рентабельности логистических компаний. К тому же исход судебного состязания неизвестен, так как в соответствии с п.1 ст.932 ГК РФ страхование риска ответственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. А страхование ответственности перевозчика и экспедитора не предусмотрено ни одним из законов, регламентирующих их деятельность перевозчиков и экспедиторов: ни ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ни «Уставом автотранспорта и городского наземного электротранспорта».
 

Незаконная ответственность

Сегодня схема такая: в случае утери или повреждения перевозимого товара грузовладелец выставляет претензию перевозчику, который либо оплачивает, либо пытается оспорить выплату, либо договаривается о рассрочке. Если ответственность перевозчика застрахована, он обращается в страховую, которая возмещает потери либо напрямую грузовладельцу, либо перевозчику (если тот уже выплатил компенсацию собственнику груза).
Если в цепочке участвует экспедитор, владелец груза выставляет претензии ему. Экспедитор обращается в страховую, которая компенсирует потери грузовладельцу. После этого страховщик взыскивает убытки с перевозчика, виновного в потере или в повреждении груза. Если перевозчик застрахован, он переадресует претензии своей страховой компании, в противном случае сам выплачивает компенсацию.
Ежегодно страховщики собирают с российских перевозчиков и экспедиторов по страхованию ответственности свыше 5 млрд рублей. По словам экспедиторов, цена полиса колеблется в диапазоне от 0,5 млн рублей до 3 млн рублей при страховом возмещении от 5 млн до 10 млн рублей.
 

Всего два пункта

Поправки в законы, разработанные перевозчиками совместно с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), внесены в парламент в начале лета, уточняют в логистической компании Traft. Устав предлагается дополнить пунктом: «Перевозчик груза вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора перевозки груза», а в закон «О транспортно-экспедиторской деятельности» дописать: «Экспедитор вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции». 
«Страхование ответственности экспедиторов и перевозчиков как продукт существует давно и активно продается страховыми компаниями. Однако законом данный вид страхования сегодня фактически не разрешен. При этом грузовладельцы при заключении договоров или проведении тендеров часто требуют наличие такого полиса у транспортной компании, что прямо стимулирует спрос на данный продукт», — объясняет коммерческий директор Traft Андрей Савин. По его словам, ранее в федеральной практике существовало большое количество арбитражных дел, по которым в выплате по данному виду страхования отказывали, при этом судебные органы ссылались именно на то, что этот спорный вопрос в законодательстве не урегулирован.
Действующая судебная практика арбитражных судов позволяет транспортным компаниям добиваться выплат возмещения. «Но недосказанность и недопонимание все же присутствуют в этом виде страхования», — отмечают в ВСС.
Депутаты рассмотрят поправки в сентябре, в осеннюю сессию. Представители Traft рассчитывают на принятие закона до конца 2018 года.
 

Судебная практика — закон

Руководитель направления судебно-арбитражной практики ООО «Экспертный консалтинг» Анна Прокофьева считает проблему преувеличенной. По ее словам, право страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков давно существует на рынке, а проблемы взыскания покрытия по этим видам страхования идентичны с проблемами по другим видам страхования ответственности.
С ней соглашается собеседник ПРОВЭД в «Росгосстрахе», работавший над законопроектом. По его словам, проблема была актуальна в середине 2000-х годов, когда сложилась судебная практика, признававшая заключаемые договоры страхования ответственности недействительными.
В 2010 году постановлением президиума Высшего арбитражного суда определена позиция, признавшая нормой страхование ответственности экспедитора. В настоящее время судебная практика сформирована именно с учетом этой позиции Высшего арбитражного суда.
«ГК РФ с момента его принятия всегда запрещал заключение договоров страхования ответственности, за исключением случаев, когда каким-либо законом разрешалось страхование конкретных видов ответственности. То есть всегда запрещал «продавать страховые полисы». Причины этого запрета связаны с массовыми злоупотреблениями в 90-х годах страхованием ответственности невозврата кредитов, действительно сопряженными с мошенническими схемами, но по своей сути не имеющими никакой связи со страхованием», — объясняет старший юрист корпоративной практики Rightmark Олег Лодянов. По его словам, при страховании других видов ответственности подобных проблем не возникало.

Автор: Герман Костринский
Источник: информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД»