(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Средне-Невский судостроительный завод буксируют в арбитраж
«П.ТрансКо» требует с верфи 297 миллионов рублей за некачественно построенные суда

Средне-Невскому судостроительному заводу, входящему в ОСК, предстоит арбитражное разбирательство с ООО «П.ТрансКо» на сумму 297 млн рублей. Два года назад истец принял построенные верфью шесть буксиров-толкачей проекта 81 для перевозки металлопродукции, произведенной «Северсталью» в Череповце, в морские порты Санкт-Петербург для последующей продажи на экспорт. Оператор грузовых судов требует возмещения убытков и соразмерного уменьшения цены контракта, которое производится в случае выявления брака в изготовленной продукции.
Исковое заявление оператора грузовых судов ООО «П.ТрансКо» на 297 млн рублей к петербургскому Средне-Невскому судостроительному заводу (СНСЗ) зарегистрировано в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Ранее дело рассматривалось в Арбитражном суде Москвы, но по просьбе обеих сторон спора было передано в Петербург «по месту нахождения большинства доказательств», говорится в материалах дела. Решение о передаче принято еще в феврале, но материалы дела были отправлены в Петербург только 29 мая.

Иск на 297 млн рублей касается буксиров проекта 81, построенных заводом в 2015 году. Из этой суммы истец требует выплаты 256,65 млн рублей в качестве соразмерного уменьшения цены построенных буксиров. Еще 40,5 млн рублей — требование компенсации убытков компании. Всего СНСЗ построил по проекту шесть буксиров по 290 млн рублей за судно.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов считает, что дело может быть перспективным, если есть основания для уменьшения цены, а сбор доказательств осуществлен верно. «Если после приемки были обнаружены скрытые недостатки, то заказчик вправе ставить вопрос о ненадлежащем качестве работ. При возникновении спора по поводу выполненной работы должна быть назначена экспертиза», — объяснил господин Герасимов.

Партнер BMS Law Firm Денис Фролов отмечает, что однозначной линии работы судов по подобным делам нет — принятие решения зависит от конкретных обстоятельств дела, в частности, от того, удастся ли заказчику доказать, что завод действительно выполнил работу с недостатками или отступил от условий договора. «Заказчик вправе требовать соразмерного уменьшения цены договора, если подрядчиком допущены такие отступления от условий договора, которые ухудшили результат работ», — сказал юрист.

Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Мария Крюкова отмечает, что требование о соразмерном уменьшении цены можно заявить в тех случаях, когда дефекты работ делают их результат непригодным для целей использования.

Все шесть буксиров строились для передачи «П.ТрансКо» в финансовую аренду: они принадлежали «Газпромбанк лизингу», который и передал их в пользование оператору на десять лет. Буксиры были построены в интересах «Северстали» Алексея Мордашова: предполагалось, что с их помощью из Череповца, где находится металлургический комбинат компании, в порт Санкт-Петербург будет перевозиться экспортная металлопродукция. В ряде отраслевых СМИ прямо указывалось, что грузовой флот подконтролен «Северстали», а «П.ТрансКо» является дочерней компанией металлургического гиганта. Однако юридически ООО «П.ТрансКо» принадлежит предпринимателю Анатолию Белозерову, который также контролирует долю в петербургском ООО «Пола Райз», которое в начале года заказало пять сухогрузов на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге.

Как рассказывал в интервью одному из отраслевых изданий генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, СНСЗ не успел сдать заказы в положенный срок. Передача буксиров была запланирована на начало периода навигации 2014 года. Но, по словам господина Середохо, приступив к строительству, на верфи обнаружили недостатки в проекте, разработанном проектным бюро «Спецсудопроект». Переработка документации затянулась, и в итоге все шесть буксиров были сданы в период с апреля по октябрь 2015 года.

В «Спецсудопроекте», готовившем проект буксиров, «Ъ» сказали, что ни от СНСЗ, ни от «П.ТрансКо» финансовых претензий не поступало. Руководство ООО «П.ТрансКо» отказалось комментировать суть своих претензий к СНСЗ. Дозвониться до генерального директора СНСЗ Владимира Середохо не удалось.

Автор: Герман Костринский
Источник: газета «КоммерсантЪ С-Петербург» №100