(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Система гарантийного ремонта автомобилей может пострадать из-за налоговых споров

Гарантийное обслуживание иномарок обычно обеспечивается дилерами, а оказанные потребителю услуги оплачиваются производителем. Однако фискальная служба усомнилась в законности применения такой схемы. Из-за этого может пострадать вся система ремонта. 
По закону в случае выявления дефекта в приобретенном товаре покупатель вправе обратиться как к продавшей его компании, так и к производителю, импортеру или в специальную сервисную службу.

Большинство мировых автопроизводителей реализуют более гибкую модель: гарантийное обслуживание иномарок обеспечивается во всех дилерских центрах, а оказанные конечному потребителю услуги оплачиваются производителем.

Налоговый «фокус»

Фискальная служба усомнилась в законности применения такой схемы. Спор разгорелся после проверки ЗАО «Форд Мотор Компани», всеволожского завода, выпускающего машины Ford Focus. Инспекция пришла к выводу, что дилеры не оказывают услуги по гарантийному ремонту, а потому уплаченный НДС не может приниматься к вычету. Не согласившийся с доводами налоговиков автозавод обратился в Арбитражный суд СПб и ЛО. Суд установил, что дилеры занимались перепродажей автомобилей, то есть по отношению к заводу выступали в роли покупателей, а в отношении конечных потребителей — продавцами.

Ссылки компании на закон о защите прав потребителей и ответственность производителей перед всеми конечными покупателями автомобилей марки Ford были отвергнуты. Ведь дилеры, являясь корпоративными покупателями, правами потребителя не наделены, а потому в рамках общих правил Гражданского кодекса РФ могут требовать только устранения выявленных неисправностей.
«Дилеры при реализации автомобилей принимали на себя и обязательства выполнять их гарантийный ремонт на безвозмездной основе для покупателя (владельца) автомобиля», — заключил арбитраж. Более того, суд решил, что при выбранном автозаводом способе организации гарантийного ремонта производимых им автомобилей предъявление к вычету НДС неправомерно.

Сетевые проблемы

«Форд Мотор Компани» уже подало апелляционную жалобу. При этом в компании уклонились от оценки последствий принятого решения, в том числе для покупателей: «Мы строим свою систему гарантийного ремонта таким образом, чтобы у клиента было право выбора, а дилеры постоянно совершенствовали качество сервиса. Подобная система работы — это признанная мировая практика, призванная защищать права потребителей», — говорит вице — президент «Форд Соллерс Холдинг» Елизавета Новикова.

Юристы неоднозначно оценивают ситуацию. По мнению руководителя филиала «Хренов и Партнеры» Ирины Серовой, у автозавода есть хорошие шансы отстоять свою позицию в вышестоящих судах. «Рассматривая схожую проблему, ВАС РФ пришел к выводу, что договор между изготовителем и дилером может предусматривать условие о возмещении расходов на устранение недостатков товара. В данном споре имело место оказание услуг дилером производителю — участники сети по договору выполняли за плату функции изготовителя, связанные с удовлетворением требований потребителей по гарантийному ремонту», — убеждена Ирина Серова.

Юрист Rightmark Group Максим Смирнов полагает, что суммы затрат на ремонт, предъявленные продавцом заводу, не являются объектом НДС и не могут быть приняты к вычету. То есть реализовывать такую схему гарантийного обслуживания можно, но производитель не вправе принять налог к вычету.

Торгующие другими технологически сложными товарами компании убеждены, что не столкнутся с такими проблемами. «В автобизнесе дилер в большинстве случаев является уполномоченным лицом не только на продажу, но и на сервис и гарантийный ремонт автомобилей, — говорит директор по региональному развитию ретейлера «Связной» Денис Шейбаль. — В нашем сегменте продавец не уполномочен проводить ремонт, поэтому данное решение не окажет какого — либо влияния на нашу и другие подобные компании».

Автор: Павел Нетупский
Источник: газета «Деловой Петербург» №45 (4454)стр.34-35

 
Ссылка на источник: dp.ru