(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Пока журналисты, аналитики и просто в известном роде любопытные люди обсуждают главный вопрос лета — когда и как случится пресловутая вторая волна, бизнес-школы подготовились к встрече нового учебного сезона. Сезона, который будет не похож ни на один из предыдущих и, пожалуй, ни на один из последующих.

 

Школам (в самом широком смысле этого слова) придется перестраиваться на совершенно новый лад. Как это произойдет, в какой форме и какие перемены окажутся наиболее удачными, увы, пока остается только гадать. Ясно одно: людям, которые сделали делом своей жизни обучение других, придется приложить немало усилий для того, чтобы самим научиться соответствовать новым условиям.

 

От дрессуры к репетиции

Константин Харский, преподаватель и специалист по мотивации, советует все-таки придерживаться оптимистичного сценария развития — по крайней мере, в том, что касается перспектив бизнес-образования.

 

«Представим, что кризис сменился ростом, и компаниям снова требуется обучение, — предполагает он. — Мечтаю, что через пять лет, а возможно, даже раньше, произойдет огромный сдвиг парадигмы обучения: от дрессуры (как в цирке) к репетиции (как в театре)». По его словам, сегодня дрессура понимающих людей сильно удручает. «Дрессируют сотрудников потому, что считают, что у них нет мозгов и они готовы работать за еду. То есть сегодняшнее представление о сотрудниках заключается в том, что бизнес считает достаточным просто платить зарплату (давать еду), а сотрудники в массе своей готовы работать за зарплату, больше им от работодателя ничего не надо». По мнению господина Харского, российское бизнес-образование ждет переход к обучению-репетиции. «Все участвующие в репетиции знают сверхзадачу представления и имеют возможность творчески и инициативно поучаствовать в процессе. При дрессировке о сверхзадаче, может быть, думает «дрессировщик», но никак не тот, кого обучают», — заключает эксперт.

 

Аккуратно перестраиваться

Впрочем, инновации в образовании — это не только пересмотр парадигмы, но еще и новые методы, новые подходы. «Бизнес — это постоянно развивающийся процесс, и инновации в бизнес-образовании необходимы, для того чтобы поддерживать этот процесс и предлагать новые решения в формате и содержании программ MBA», — уверен Питер Рафферти, директор по международному развитию и партнер Vlerick Leuven Gent Management School. По его словам, глобальное изменение финансовых обстоятельств вынуждает работодателей значительно ограничивать возможности для своих сотрудников выделять рабочее время на дальнейшее образование. Поэтому бизнес-школы разрабатывают и внедряют программы, предполагающие обучение в свободное время — в выходные или праздничные дни.

 

«Современные технологии образования позволяют создать атмосферу работы в группе без необходимости физического присутствия слушателей в аудитории, — отмечает Питер Рафферти. — В школе Vlerick мы используем такой формат, но очень осторожно и только в единичных случаях. Мы уверены, что качественное MBA-образование требует погружения в учебный процесс, при котором слушатели обмениваются опытом управления, оттачивают навыки эффективной работы в группах, проведения презентаций и переговоров».

 

Инновации должны быть неотъемлемой частью культуры бизнес-школы, но требуют прежде всего определенной гибкости и достаточных ресурсов для реализации.

 

Новый мир

О необходимости перемен в бизнес-образовании рассуждает и Александр Рассудов, генеральный директор юридической компании Rightmark group, выпускник Высшей школы экономики СПбГУ по программе дополнительного профессионального образования MBA 2007 года.

 

«В обычной ситуации, когда рынок стабилен или растет, руководители компаний идут за бизнес-образованием, чтобы приобрести новые инструменты для решения своих управленческих задач, — делится своим видением Александр.  — Как правило, за таким образованием идут руководители и владельцы компаний, уже занявших определенное место на рынке. В период становления бизнеса, когда компания проходит стадию младенчества, управленческие проблемы руководители обычно решают без применения специальных знаний по менеджменту. С развитием компании интуиции и таланта руководителя уже не хватает. Некоторые особо одаренные управленцы, конечно, могут и дальше интуитивно решать бизнес-задачи, но зачем изобретать велосипед, когда все технологии и методы уже и так разработаны. Нужно их просто изучить».

 

Александр Рассудов уверен: когда рынок качает из стороны в сторону, и на нем происходят непредсказуемые события, решения нужно принимать моментально, причем часто — решения нетипичные. Поэтому и потребность в дополнительном бизнес-образовании сейчас необычайно высока: кроме постоянной необходимости решать управленческие задачи, руководителям приходится разбираться со сложностями, вызванными рыночной ситуацией.

 

«Тратить на дополнительное профессиональное образование полтора-два года сегодня — непозволительная роскошь: решения нужны прямо сейчас, поэтому овладение новыми навыками должно происходить в ускоренном темпе, — считает господин Рассудов. — По этой причине мне кажется, что сегодня могут быть очень востребованы краткосрочные углубленные программы бизнес-образования по конкретным дисциплинам. Не исключено, что даже те управленцы, которые уже имеют степень MBA, снова пойдут учиться. При этом если раньше наиболее популярными были такие дисциплины, как финансовый анализ, управление проектами, то теперь первой необходимостью являются навыки по управлению продажами и управлению изменениями».

 

Извлечь урок

Питер Рафферти признает, что сегодня, когда мир бизнес-школ отходит от столкновения с финансовым кризисом, наивысший приоритет — обеспечить преподавание обновленного набора дисциплин, который учитывает опыт кризиса, ошибки банков и правительств, с тем, чтобы избежать их в будущем.

 

«Дальнейшее развитие бизнес-образования связано с глобализацией экономики и последствиями глобализации, — уверен эксперт. — В связи с этим хотелось бы выделить два основных направления — это международный менеджмент и социально-корпоративная ответственность. Уважение и понимание других культур, а также взаимодействие между ними являются необходимыми условиями для успешного сотрудничества на международном уровне. Мы ожидаем, что программы MBA будут постепенно выравниваться, уделяя внимание развитию навыков ведения бизнеса в разных странах по сравнению с традиционно сильным уклоном в финансовые дисциплины».

 

источник: «Коммерсант» Приложение № 159/П (4214) от 31.08.2009