(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

KIA подрезали крылья

Американская компания Discount Provider of USA, Inc. обвиняет петербургского автомобильного дилера «Шувалово-Моторс» в незаконном использовании запатентованных деталей автомобилей KIA. Если истцы выиграют спор, ответчику придется значительно уменьшить число продаваемых автомобилей или серьезно менять их конструктивные особенности.

 

В ближайший месяц эксперты всероссийского экспертного учреждения «Центр судебных экспертиз» дадут окончательный ответ на вопрос о том, имеются ли в крыльях автомобилей KIA Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis признаки так называемой «полезной модели», патент на которую на территории России принадлежит Discount Provider of USA, Inc.

 

Патент на железо

Иск в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти Discount Provider of USA, Inc. подала в начале марта. Представители компании заявляют, что «Шувалово-Моторс» незаконно использует принадлежащий американской фирме патент на детали кузова автомобилей марки KIA. Их оппоненты утверждают, что крылья не являются листовым материалом, на который распространяется патентное право Discount Provider. И вообще, что этот элемент кузова начали ввозить в страну еще в 1998 году, а патент зарегистрировали только в 2003-м.

Как заявила юрист Discount Provider Наталья Хмелевская, компания уже подала заявление в Палату по патентным спорам при Роспатенте. Однако свое решение ведомство сообщит лишь через четыре месяца. А пока спор решается в арбитражном суде.

Причем, по словам Натальи Хмелевской, права нарушает именно «Шувалово-Моторс», а не сам производитель автомобилей. «Ответчик ввозит автомобили, нарушая патентные права, однако этот процесс никоим образом не затрагивает права KIA: компания производит и поставляет продукцию на основе лицензионного договора», — пояснила она.

Впрочем, по словам представителя ООО «Шувалово-Моторс» Алексея Залесова, крылья продаваемых дилером автомобилей не являются листовым материалом, а значит, права Discount Provider не нарушались: ведь патент приобретался именно на полезную модель «Листовой материал». Более того, по его словам, истец зарегистрировал свое право на патент в декабре 2003 года, хотя крылья для моделей Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis начали ввозить еще в 1998-м.

Спор должен завершиться в ближайший месяц, когда станут известны результаты экспертизы спорных крыльев. Услуги экспертов — а это 130 тыс. рублей — оплатит истец.

 

Мы бизнесмены, а не киллеры

Иск Discount Provider of USA, Inc. к ООО «Шувалово-Моторс» — далеко не первое дело американской компании против российских поставщиков. Еще в 2005 году арбитражный суд Петербурга запретил ООО «Христофор Колумб» хранение и реализацию бутылок с вином «Сакетто КаБАРКА белое» и «Киве 202 Белое Пьер Дурт», которые разливались в запатентованную Discount Provider тару. После чего во многих СМИ появилась информация о том, что отечественные фирмы столкнулись с работой так называемого «патентного киллера» — компании, которая приобретает права на различные разработки или изобретения, а затем предъявляет их пользователям финансовые претензии. Впрочем, руководство Discount Provider подобные доводы отвергает.

«Мы не собираемся создавать преимущества или, наоборот, искусственные сложности отдельным автопроизводителям. Достаточно, чтобы заинтересованные стороны убедились в обоснованности наших претензий и согласились обсуждать условия лицензионных договоров, если мы предоставим соответствующие основания. В этом смысле у KIA может быть роль не первой «жертвы», а наоборот, той компании, которой повезло. В случае если она решит соблюдать наши исключительные права, мы предоставим ей наилучшие условия», — сказано в официальном блоге Discount Provider.

Однако, как отмечают представители патентной компании, если ответчик откажется вести переговоры, их позиция будет «исключительно жесткой и бескомпромиссной, с тем, чтобы соответствующие традиции переговорного процесса постепенно приживались на территории России».

Дешевле миром

Не исключено, что иск Discount Provider к «Шувалово-Моторс» — отнюдь не последняя претензия американской компании к дилерам, ввозящим кузовные детали из листового материала.

«Детали кузова автомобилей KIA и многих других автопроизводителей содержат все признаки независимого пункта формулы полезной модели «Листовой материал», исключительными правами на которую владеет Discount Provider. Исключение составили российские автопроизводители. Эта технология ими пока не используется, и у нашей компании нет к ним никаких претензий», — поясняют представители Discount Provider.

По мнению юриста коммерческой практики компании Rightmark group Евгении Станиславской, в сфере интеллектуальной собственности очень распространена практика злоупотребления правом.

«Часто встречаются случаи, когда лицо подает иск в суд не с целью предотвратить собственный ущерб, а для нейтрализации конкурентов. В подобных ситуациях ответчик может защитить себя только в одном случае: если докажет, что истец намерен причинить ему вред, — рассказывает она. — Эта практика актуальна не только в сфере патентного права, но и в области использования товарных знаков, доменных имен в Интернете и так далее». Как пояснила Евгения Станиславская, самый распространенный пример злоупотребления правом — оформление товарного знака лицом или компанией, которая знает о планах иностранной фирмы вывести на российский рынок товар или услугу под этим брендом. «После того как продукт выводится на рынок, правообладатель, который успел зарегистрировать на него товарный знак, требует компенсировать его нарушенные права через суд», — добавила она.

По ее словам, в содержание «исключительного права на полезную модель» входят полномочия на ввоз в РФ товара, в котором она использована. «Таким образом, если Discount Provider выиграет дело, то компании-импортеру запретят ввозить автомобильные крылья в Россию», — резюмировала Евгения Станиславская.

По сути, это означает, что поставки KIA Spectra, Rio, Sorento, Carnival и Magentis могут быть прекращены. Или производителю придется вносить серьезные конструктивные нововведения в свою продукцию. Впрочем, подобный сценарий маловероятен: скорее всего, компании просто подпишут мировое соглашение. В России концерн KIA реализует порядка 60 тыс. автомобилей в год и вряд ли захочет терять столь перспективный рынок.

 

источник: БН.ру 

Ссылка на источник: bn.ru