(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Прокуратура воюет за бомбоубежища

Генеральная прокуратура РФ начала кампанию против приватизации петербургских бомбоубежищ. В ближайший месяц арбитражный суд должен вынести решения по десяти подобным делам. В КУГИ заявляют: прокуроры зря стараются, передела собственности не будет. И что истцы вообще не имеют права отстаивать имущественные интересы федерального центра на эти объекты. Надзорный орган опирается на решение высшей арбитражной инстанции страны.

 

Пока что ни одного решения по делам не вынесли, хотя за последнюю неделю арбитраж рассмотрел уже три подобных спора. Позиция Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) в этом вопросе однозначна: удовлетворение требований прокуратуры не повлечет за собой восстановление нарушенных прав. Говоря проще — никакого практического толку в поданных прокуратурой исках нет. Если решения по выигранным делам нельзя будет воплотить в жизнь, вся работа по возврату бомбоубежищ в федеральную собственность окажется не более чем пиар-акцией.

 

Ради безопасности

Разбирательства относительно принадлежности расположенных в Северной столице сооружений гражданской обороны начались еще три года назад. В 2007 году прокуратура Петербурга решила обжаловать в арбитражном суде действия КУГИ по оформлению в городскую собственность бомбоубежища площадью 101 кв. м на Весельной улице, 11. Прокуроры заявили, что объекты гражданской обороны, или так называемые «защитные сооружения», являются федеральным имуществом — до момента определения нового собственника (городу этот подвал не передавали). И сослались на соответствующую статью постановления о разграничении государственной собственности, принятого Верховным советом РФ еще в 1991 году.

 

Суды всех трех инстанций так и не смогли определить принадлежность спорного помещения. С одной стороны, объект не имеет особого статуса («защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления органов государственной власти и управления, объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период»), по которому его можно было отнести к федеральной собственности.

С другой — подвал все же относится к объектам гражданской обороны, а значит должен быть в федеральном владении. Точку в споре поставил Высший арбитражный суд РФ: в начале этого года президиум отменил все решения нижестоящих инстанций в пользу КУГИ.

 

После чего в арбитражный суд начали поступать иски с требованием признать недействительным распоряжения КУГИ о включении бомбоубежищ в реестр городской собственности и отмене сделок по их продаже.

 

По словам старшего помощника прокурора Петербурга Игоря Хорошевского, действия комитета противоречили федеральному законодательству. А значит можно оспорить не только факт передачи этих объектов городу, но и сделки по их продаже.

 

Сначала прокуратура потребовала признать недействительными распоряжения комитета о приватизации бомбоубежища площадью 250 кв. м на Автовской улице, 2 и объект в 101 кв. м на Весельной улице, 11. Позже в «черный список» вошли еще пять объектов. Пикантность ситуации в том, что все объекты, которые вызвали прокурорский интерес, давно продали в частные руки.

 

Поздно

Сколько именно петербургских бомбоубежищ оформил в городскую собственность КУГИ, чиновники не сообщают (по данным ГО и ЧС, в городе свыше 4 тыс. бомбоубежищ, из которых около 3 тыс. — это укрепленные подвалы в многоквартирных домах). Руководитель пресс-службы Фонда имущества Алина Куберская заявила, что ее ведомство не ведет статистику проданных объектов гражданской обороны.

 

Сегодня арбитраж рассмотрел сразу два дела об оспаривании действий КУГИ — в отношении помещений на Автовской, 14 и 6-й Красноармейской, 27 (последнее было выкуплено предпринимателем Эмиром Гусейновым еще в конце 2007 года). Впрочем, решения суд так и не вынес — рассмотрение дел отложили на 26 октября.

 

Представители КУГИ вполне спокойно относятся к прокурорской инициативе и уверены в своей правоте. «Даже если требования прокуратуры будут удовлетворены, это не повлечет за собой восстановления нарушенных прав. Бомбоубежища уже проданы — и по закону итоги их реализации оспорить нельзя. Право собственности новых владельцев давно зарегистрировано, а добросовестность сделок никто не оспаривает», — пояснили «J» в юридическом отделе КУГИ.

 

Кроме того, как пояснила пресс-секретарь ведомства Ольга Барашкина, интересы государства в данных судебных процессах должно представлять Росимущество. «Иски поданы от имени заместителя прокурора, однако он не может защищать имущественные интересы Российской Федерации — положительные для истцов решения по делам не будут иметь силы. Да и срок исковой давности уже давно истек», — рассказала она.

Присутствующие на суде юристы прокуратуры утверждают: КУГИ не имел права приватизировать федеральную собственность, а значит ее надлежит вернуть.

При этом, как считает генеральный директор юридической компании Rightmark group Александр Рассудов, при рассмотрении таких споров арбитражные суды, скорее всего, будут выносить решения в пользу прокуратуры. «В своих действиях суды нижестоящих инстанций обычно руководствуются позицией Высшего арбитражного суда», — пояснил он.

Как считает генеральный директор юридического центра «Грациан и Гугуччио» Светлана Якимова, большинство судебных баталий еще впереди. «Прокуратура, защищая интересы МЧС, продолжит пытаться отсудить объекты гражданской обороны, которые город еще не успел продать. Но, по нашим данным, большинство городских бомбоубежищ нельзя использовать по назначению. МЧС вряд ли сможет содержать такое огромное число объектов. Ведомству выгодней найти взаимопонимание с городом, нежели судиться», — резюмирует она.

 

источник: Daily Journal