(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Договоры проверят на добрую совесть

Совет при Президенте России предлагает реформировать Гражданский кодекс РФ, ужесточив порядок заключения любых сделок. Предлагаемые поправки должны защитить легкомысленных, неосмотрительных и слабовольных граждан от злоупотребления коммерческих структур. Но при этом могут пострадать даже добросовестные предприниматели.

 

Законопроект, опубликованный в середине ноября, создан рабочей группой под руководством Вениамина Яковлева — советника Президента России и бывшего председателя Высшего арбитражного суда РФ. Инициатором реформы выступил сам Дмитрий Медведев, много лет преподававший цивилистику (гражданское право) на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Не все разрешенное можно

 

Некоторые поправки вызывают у юристов удивление. Например, планируется запретить «действия в обход закона». «Что это такое? — вопрошает Денис Балакин, старший юрист международной юридической фирмы «Гольцблат БЛП». — Это такой отказ от максимы «все, что не запрещено законом, разрешено»? С термином «обход закона» надо быть очень осторожным, так как сам Гражданский кодекс РФ исходит из понимания, что далеко не все стороны нашей жизни могут быть урегулированы, не все может быть прописано ясно в законе. Свобода действий не должна сковываться боязнью выйти за рамки закона, не нарушая его самого», — убежден юрист.

 

Еще более абстрактные изменения вносятся в понятие сделки, совершенной под влиянием обмана. Оным считается «намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота». Например, кредитный договор с банком можно будет признать недействительным только по той причине, что сотрудник торговой точки при оформлении не разъяснил заемщику всех особенностей кредита. И далеко не всегда банку удастся доказать свою невинность, представив в суд подписанные клиентом документы: служители Фемиды, согласно закону, должны будут исходить не из формального признака, а из принципа добросовестности (например, оценивать форму документа, шрифт и пр.). Причем в таких случаях на виновную сторону (например, банк) могут возложить обязанность возместить убытки потерпевшего.

 

Легкомысленное закабаление

 

Осмотрительными в случае принятия предложенных поправок следует быть желающим купить дешевые вещи (особенно любителям торговаться), взять кредит под низкие проценты или, наоборот, выдать ссуду под высокие. Все это можно будет признать кабальными сделками, то есть совершенными на крайне невыгодных условиях.

 

«В законопроекте установлен безусловный критерий кабальности: в одной конкретной сделке стоимость передаваемых благ в два раза и более превосходит размер получаемых, — говорит Денис Балакин. — Например: мне очень нужны деньги, и я решил продать автомобиль, который стоит 400 тысяч рублей. Особо не торгуюсь и даю хорошую скидку (до 250 тысяч). Покупатель видит, что мне срочно нужны деньги, и предлагает 190 тысяч. Из-за стечения тяжелых обстоятельств я соглашаюсь...»

 

«Кроме того, правила о кабальных сделках применяются и к договорам, заключенным гражданином на крайне невыгодных условиях вследствие неопытности в делах, легкомыслия или слабоволия. То есть не надо доказывать стечение тяжелых обстоятельств, а достаточно только сослаться на «неопытность». А ведь по сравнению с профессионалами бизнеса — банками, магазинами, операторами различных услуг — любой гражданин будет выглядеть неопытным, легкомысленным или слабовольным. Последний критерий, надеюсь, уйдет из законопроекта при его согласовании, так как уж больно неопределенно понятие достаточности «силы воли», — полагает Денис Балакин.

 

С ним согласна Дарья Пяткова, юрист корпоративной практики компании Rightmark group: «Все эти изменения в совокупности позволят более эффективно осуществлять защиту более слабой стороны в сделке, на что, вероятно, они и направлены. Но здесь есть и оборотная сторона: появится возможность злоупотреблений со стороны контрагентов, когда они при наступлении неплатежеспособности с целью оспаривания невыгодных для себя условий, например, кредитных договоров, будут ссылаться на все эти оценочные критерии. Многие из них оставлены на усмотрение суда: например, определение неопытности в делах, легкомыслия, слабоволия, определение добросовестности, требующейся по условиям оборота».

 

С точностью до миллиона

 

Эксперты обращают внимание еще на одну новацию, которая должна помочь честным участникам рынка, — норму о компенсации убытков за затягивание или срыв переговоров в результате недобросовестных действий одной стороны. В качестве примера они вспоминают инцидент с покупкой Сбербанком России концерна Opel.

 

«Ранее подобных норм не было, и сторона, пострадавшая от недобросовестных действий другой стороны по переговорам, оставалась практически беззащитной, — отмечает Денис Балакин. — Наверное, каждый бизнесмен сталкивался с такой ситуацией: для важной сделки тратятся время и деньги, а переговоры заканчиваются ничем. У другой стороны «аппетит приходит во время еды»: она на ходу меняет условия. Или без видимых причин обрывает переговоры и отказывается от дальнейших шагов к заключению договора. Теперь может появиться механизм компенсации потерь: можно требовать возмещения расходов, понесенных в связи с ведением переговоров. А также в случае утраты возможности заключить договор с другим, более надежным контрагентом», — полагает юрист.

 

Планируется также упростить процедуру взыскания убытков, как за нарушение условий договора, так и в иных ситуациях. Сейчас истец должен точно доказать сумму нанесенного ущерба, а любые просчеты могут толковаться в пользу нарушителя. Предлагаемыми же поправками определено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с «разумной степенью достоверности». Но даже если конкретная сумма и не установлена, суд вправе определить ее субъективно — «исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства».

 

Дата внесения поправок пока неизвестна. Учитывая, что инициатором реформы выступил лично глава государства, то почти не остается сомнений, что представленный законопроект, возможно с небольшими редакторскими правками, будет принят в ближайшее время.

 

источник: Daily Journal