В Петербурге зафиксирован новый приём корпоративных войн.
В Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области в конце мая поступил иск о банкротстве ООО «Тонус — клуб», развивающего по франшизе сеть фитнес — клубов для женщин. Иск был подан самой компанией, значилось в базе данных «Электронное правосудие».Руководство «Тонус — клуба» узнало об этом от корреспондента «ДП». Учредитель и глава компании заявили, что иска о её банкротстве не подавали.
Ситуация прояснилась лишь через неделю, после того как в базе появилось определение суда. Как стало ясно из документа, иск подали два физических лица, с которыми «Тонус — клуб» судится уже 2 года: с одной из гражданок — по договору поставки оборудования, с другой — по вопросу платы за использование франшизы. Тем не менее в карточке дела «Тонус — клуб» по — прежнему значится одним из истцов.
«Наличие в электронной картотеке сведений о том, что ООО “Тонус — клуб” самостоятельно подало заявление о несостоятельности, оцениваем как техническую ошибку со стороны суда», — заявила «ДП» учредитель «Тонус — клуба» Ирина Чирва.
Неавторизованно юристы говорят о том, что возможность подать иск о банкротстве якобы от самой компании действительно существует. Он будет помечен соответствующим образом в базе данных, но реальность вскроется, только когда заявление рассмотрит судья.
«Вероятно, такой странный ход вызван намерением подпортить репутацию “Тонус — клуба”», — полагает юрист практики разрешения споров Rightmark Group Максим Смирнов.
«Указание, что компания обратилась с заявлением о собственном банкротстве, было ошибкой на сайте суда, — говорит руководитель группы по банкротству адвокатского бюро “Качкин и партнёры” Александра Улезко. — В принципе такие ситуации не редкость, но маловероятно, что они могут нанести существенный вред репутации компании, поскольку ошибка выявляется, как правило, в течение недели, с появлением определения суда по вопросу принятия заявления к производству. Кроме того, сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве публикуется на Федресурсе, так что ошибка может быть выявлена путём сверки с этим ресурсом».
Управляющий партнёр CRM — expert Александр Щелканов говорит, что такие ситуации могут использоваться в ходе корпоративных конфликтов и недобросовестной конкурентной борьбы.
«Это увеличивает репутационные риски компаний, — рассказывает эксперт. — Они могут столкнуться с неприятными последствиями, касающимися участия в госзакупках, работы с банками и так далее. Многие представители крупного и среднего бизнеса минимизируют эти риски, используя такие инструменты, как страхование дебиторской задолженности, при которых дополнительно проводится верификация и мониторинг деловой репутации юридических лиц».
По словам Александра Щелканова, fraud — риски и угрозы мошенничества в сфере малого и среднего бизнеса никуда не исчезли: зачастую злоумышленники не гнушаются подделкой документов, кражей электронных подписей и другими противозаконными действиями.