Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения. Ликвидация АО «Западный центр судостроения» (ЗЦС) началась 11 октября, ликвидация АО «Северный центр судостроения и судоремонта» (СЦСС) стартовала 16 октября. ЗЦС до своей ликвидации юридически контролировал части уставного капитала Балтийского завода, Северной верфи, Адмиралтейских верфей, Средне-Невского судостроительного завода, Выборгского судостроительного завода, Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» и завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. СЦСС владел долями капитала «Севмаша» и «Звездочки» в Северодвинске.
«Решение принято советом директоров и правлением во исполнение стратегии развития и долгосрочной программы развития ОСК, согласно которому предусмотрен переход на двухзвенную систему управления», — рассказали в пресс-службе корпорации. Ликвидация промежуточных структур призвана оптимизировать систему управления дочерних и зависимых обществ. В составе ОСК также есть Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС) и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). В корпорации утверждают, что дальнейшая деятельность ЮЦСС «находится в проработке». Судостроители полагают, что он также будет ликвидирован. ДЦСС управленческая реформа не затронет: ОСК сегодня контролирует его только на 25%. Мажоритарный акционер ДЦСС — компания «Современные технологии судостроения» (по 50% принадлежат Газпромбанку и «Роснефти»).Центры судостроения никогда не оказывали влияния на работу заводов. «Все вопросы решались напрямую, через головной офис ОСК в Москве», — отмечает бывший менеджер одной из верфей. По словам собеседника «Ъ» с другой верфи, ликвидация центров судостроения не принесет ОСК экономии: в каждом из АО числилось по несколько сотрудников, расходы на содержание центров были незначительными в масштабах госкорпорации.
Должности директоров ЗЦС и СЦСС судостроители называют формальными, однако с ЗЦС связана карьера как минимум одной крупной фигуры в российском судостроении. В 2007-2011 годах его возглавлял Александр Бузаков, впоследствии вставший у руля Адмиралтейских верфей, это предприятие Алексей Рахманов называет «жемчужиной в короне ОСК». В 2000-х годах Александр Бузаков работал главным инженером Адмиралтейских верфей. Впоследствии он возглавлял Северную верфь, Средне-Невский судостроительный завод, после чего и оказался в ЗЦС, где пробыл четыре года, пока ему не представилась возможность вернуться на Адмиралтейские верфи уже в должности гендиректора.
Центры судостроения в прошлом году выдавали займы подконтрольным заводам: СЦСС выделил 25 млн рублей «Звездочке», а ЗЦС предоставил заем Северной верфи на 82 млн рублей. Кроме того, ЗЦС закончил прошлый год с убытком в 337 млн рублей. Старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов отмечает, что уплату и взыскание долгов центров будут осуществлять ликвидационные комиссии, при обнаружении признаков банкротства они должны будут подать заявление о банкротстве.
Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов полагает, что ликвидация АО пройдет во внесудебной плоскости, если имущества и денег организаций хватит для погашения долгов. В противном случае ликвидация будет проходить по закону о банкротстве. «Долги будут погашены либо самими центрами, либо материнской компанией, в случае если она выдаст поручительство за дочернее общество, либо не будут погашены. В последнем случае центры уйдут в процедуру банкротства, и тогда у кредиторов будет право требовать погашения долгов материнской компанией через процедуру взыскания убытков или привлечения к субсидиарной ответственности», — говорит господин Герасимов.
Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк утверждает, что видимой тенденции по сокращению дочерних структур в настоящее время не наблюдается. «Дочерние структуры часто выступают как способ перераспределения активов, обязательств и рисков», — отмечает юрист.