(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

ОСК избавляется от прокладок
Корпорация ликвидирует региональные центры судостроения

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения. Ликвидация АО «Западный центр судостроения» (ЗЦС) началась 11 октября, ликвидация АО «Северный центр судостроения и судоремонта» (СЦСС) стартовала 16 октября. ЗЦС до своей ликвидации юридически контролировал части уставного капитала Балтийского завода, Северной верфи, Адмиралтейских верфей, Средне-Невского судостроительного завода, Выборгского судостроительного завода, Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» и завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. СЦСС владел долями капитала «Севмаша» и «Звездочки» в Северодвинске.
«Решение принято советом директоров и правлением во исполнение стратегии развития и долгосрочной программы развития ОСК, согласно которому предусмотрен переход на двухзвенную систему управления», — рассказали в пресс-службе корпорации. Ликвидация промежуточных структур призвана оптимизировать систему управления дочерних и зависимых обществ. В составе ОСК также есть Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС) и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). В корпорации утверждают, что дальнейшая деятельность ЮЦСС «находится в проработке». Судостроители полагают, что он также будет ликвидирован. ДЦСС управленческая реформа не затронет: ОСК сегодня контролирует его только на 25%. Мажоритарный акционер ДЦСС — компания «Современные технологии судостроения» (по 50% принадлежат Газпромбанку и «Роснефти»).

Центры судостроения никогда не оказывали влияния на работу заводов. «Все вопросы решались напрямую, через головной офис ОСК в Москве», — отмечает бывший менеджер одной из верфей. По словам собеседника «Ъ» с другой верфи, ликвидация центров судостроения не принесет ОСК экономии: в каждом из АО числилось по несколько сотрудников, расходы на содержание центров были незначительными в масштабах госкорпорации.

Должности директоров ЗЦС и СЦСС судостроители называют формальными, однако с ЗЦС связана карьера как минимум одной крупной фигуры в российском судостроении. В 2007-2011 годах его возглавлял Александр Бузаков, впоследствии вставший у руля Адмиралтейских верфей, это предприятие Алексей Рахманов называет «жемчужиной в короне ОСК». В 2000-х годах Александр Бузаков работал главным инженером Адмиралтейских верфей. Впоследствии он возглавлял Северную верфь, Средне-Невский судостроительный завод, после чего и оказался в ЗЦС, где пробыл четыре года, пока ему не представилась возможность вернуться на Адмиралтейские верфи уже в должности гендиректора.

Центры судостроения в прошлом году выдавали займы подконтрольным заводам: СЦСС выделил 25 млн рублей «Звездочке», а ЗЦС предоставил заем Северной верфи на 82 млн рублей. Кроме того, ЗЦС закончил прошлый год с убытком в 337 млн рублей. Старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов отмечает, что уплату и взыскание долгов центров будут осуществлять ликвидационные комиссии, при обнаружении признаков банкротства они должны будут подать заявление о банкротстве.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов полагает, что ликвидация АО пройдет во внесудебной плоскости, если имущества и денег организаций хватит для погашения долгов. В противном случае ликвидация будет проходить по закону о банкротстве. «Долги будут погашены либо самими центрами, либо материнской компанией, в случае если она выдаст поручительство за дочернее общество, либо не будут погашены. В последнем случае центры уйдут в процедуру банкротства, и тогда у кредиторов будет право требовать погашения долгов материнской компанией через процедуру взыскания убытков или привлечения к субсидиарной ответственности», — говорит господин Герасимов.

Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк утверждает, что видимой тенденции по сокращению дочерних структур в настоящее время не наблюдается. «Дочерние структуры часто выступают как способ перераспределения активов, обязательств и рисков», — отмечает юрист.

Автор: Герман Костринский
Источник: газета «КоммерсантЪ С-Петербург» №195, стр.12