(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

ВТБ застрял в депо «Южное»
Смольный через суд требует вернуть неосвоенный аванс, по которому банк выступал гарантом

СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» подало иск к ПАО «Банк ВТБ» с требованием вернуть 359,7 млн рублей не исполненного корпорацией «Трансстрой» аванса, выданного ей властями Петербурга на строительство депо «Южное». Гарантом по нему как раз и выступал банк ВТБ. В Смольном отмечают, что пытались вернуть долг в досудебном порядке, но дважды получали отказ от кредитной организации. В банке отмечают, что только изучают иск, и подробно свою позицию не комментируют.
СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (ДТС), подведомственное комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), подало иск к банку ВТБ на сумму 359,7 млн рублей. Иск зарегистрирован в картотеке дел Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти 14 марта. Предварительное слушание по делу пока не назначено. В качестве третьих лиц выступает корпорация «Трансстрой».

Как пояснили «Ъ» в ДТС, иск подан в связи с тем, что банк-гарант ВТБ не перечислил в пользу Дирекции сумму в размере 359,7 млн рублей за невыполнение корпорацией «Трансстрой» обязательств, предусмотренных госконтрактом при строительстве депо «Южное». В организации подчеркнули, что пытались разрешить спор в досудебном порядке. В частности, письмо о возврате непогашенной части аванса направлялось в адрес подрядчика — корпорации «Трансстрой», но она не ответила на запрос. Кроме этого, ДТС дважды вручала требование банку ВТБ, но в итоге «дирекцией дважды получен отказ о возвращении денежных средств по банковской гарантии».

В пресс-службе банка ВТБ «Ъ» сообщили, что «в настоящий момент банк изучает исковые требования, заявленные организацией». В корпорации «Трансстрой» данный иск не комментируют.
Александра Петрова, старший юрист практики разрешения споров Rightmark Group, не видя самой банковской гарантии, предполагает: чтобы доказать свою правоту в суде, Смольному придется предоставить доказательства либо выполнения работ «Трансстроем» на меньшую сумму, чем предусмотрено договором, либо некачественного выполнения работ этой компанией. «Как правило, для доказывания недостатков в выполненных работах истец предоставляет заключение эксперта. Тем не менее, при наличии сомнений в обоснованности выводов эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее выполнение независимой компании», — прокомментировала госпожа Петрова. По ее словам, если суд вынесет решение в пользу Смольного и банк его исполнит, выплатив сумму по гарантии, то последний будет вправе взыскать уплаченные денежные средств с подрядчика, если это предусмотрено соглашением между данными лицами.

Еще в декабре 2016 года Смольный в одностороннем порядке разорвал контракт на 6,6 млрд рублей по возведению депо «Южное» с корпорацией «Трансстрой». Власти обвинили компанию в срыве сроков работ и в неосвоении 359,7 млн рублей ранее выданного аванса. Гарантию под него как раз и выдавал банк ВТБ. В феврале 2017 года Смольный провел новый конкурс на достройку депо за 5,46 млрд рублей. Победу в торгах одержало АО «ССМО «ЛенСпецСМУ», входящее в ГК «Эталон» Вячеслава Заренкова. В то же время «Трансстрой» оспаривает в суде одностороннее расторжение контракта по депо «Южное», а также требует от Смольного вернуть 413,3 млн рублей убытков. В качестве третьей стороны по двум делам привлечен банк ВТБ. Кроме этого, кредитная организация привлечена к судебным разбирательствам, которые идут между Смольным и корпорацией «Трансстрой» по факту расторжения контракта на строительство стадиона на Крестовском острове, где банк также выступал гарантом. В то же время судебные тяжбы не мешают банку ВТБ быть одним из главных потенциальных инвесторов при строительстве ряда инфраструктурных проектов в Петербурге, среди которых называют Восточный скоростной диаметр, линии легкорельсового трамвая, а также развитие территории «Пулково-2».

Автор: Лидия Горборукова
Источник: газета «Коммерсантъ С-Петербург» №47, стр. 11