(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Нехорошие квартиры: на какие нарушения идут владельцы нелегальных хостелов

Соседи хостелов по дому судятся с их хозяевами из — за незаконных перепланировок, потопов и шума. Однако запрет на размещение хостелов в жилых домах от конфликтов не спасет.
После публикации об общежитии КЦ «Питер» в редакцию обратились сразу несколько жителей домов в центре города, которые годами судятся с соседями из-за незаконных перепланировок. На Малой Морской улице жители недовольны тем, что постояльцы их соседки сверху возвращаются ночами после разведения мостов, а в особняке Ратькова-Ражнова ломают стены и демонтируют печи, которые находятся под защитой КГИОП.
«Казна» на Казначейской
Жители дома на Казначейской ул., 6 (особняк Ратькова-Ражнова, построенный в 1880-х) собрали папку документов размером со среднюю книжку, в которой описана история их борьбы с соседями-хостельерами. На самом деле от хостела «Грибоедова,71», работавшего в этом доме до 2013 года, осталась только вывеска. Хостел работал в доме несколько лет, и успел накопить богатую историю конфликтов с соседями. Жители дома жаловались на то, что на лестнице курят и бросают мусор постояльцы (владельцы хостела заключили договор с фирмой-застройщиком о проживании рабочих). Закончилось дело потопом на несколько этажей. Соседи тогда обратились в районную администрацию, где им ответили, что управляющей компании поручено проконтролировать ремонт и «устранение ущерба от несанкционированного вытекания воды».

Сейчас в помещениях, где работал хостел, идет масштабный ремонт. Как рассказывают жильцы дома, строители установили, по всей видимости, незаконный выход на улицу, а в смежных квартирах появились трещины в стенах. Корреспонденту «ДП» войти в само помещение запретили рабочие, точно также они отказались отвечать на вопросы о заказчике работ и о том, в какой компании они трудятся. Однако один из рабочих заверил, что изразцовые печи, которые находятся внутри — в целости и сохранности, и в любой момент их поставят на место. «В этом доме целая парадная на углу Казначейской и Столярного долгое время используется под хостел, несмотря на постоянные протесты местных жителей и при полном игнорировании Администрацией Адмиралтейского района, УК, МВД. Хостел был заселен рабочими из ближнего зарубежья (200-250 человек), а сейчас там ведут работы по перепланированию в отель. При этом жители не могут добиться никакой информации о проекте и беспокоятся за свою безопасность, поскольку строители уже снесли межэтажные перекрытия с 1 по 5-й этаж, сломали часть штукатурки фасада», — рассказывает Алексей, житель соседней парадной.

Вопрос о законности работ поднимала и Государственная жилищная инспекция Петербурга, и КГИОП (копии писем и ответом есть в редакции), но работы идут до сих пор. Собственник спорных квартир, по данным ответов ведомств, — Игорь Попов, который, по данным СПАРК, владеет вместе с Марией Поповой компанией «Вита Эстейт», получившей архитектурное задание от КГИОП на реконструкцию одной из квартир в особняке. По телефону компании ответила делопроизводитель, сообщившая, что она не в курсе ситуации и не может ее комментировать. То же самое сообщили по телефону ООО «Станция» — предполагаемого арендатора помещений. По данным СПАРК, ООО  «Станция» принадлежит Марии Поповой (10%) и Наталье Капарис (90%). Последняя также является собственницей ООО «Казна», у которой в качестве юрадреса указано помещение 1H в том самом особняке Ратькова-Ражнова.

Ночные мосты и прыжки
Другая история не менее запутанная. Собственница квартиры на Малой Морской ул., 6 Ольга  провела перепланировку, превратив двушку в 5 изолированных студий, уверяет ее соседка снизу, Наталь. Она пытается доказать в Куйбышевском районном суде, что перепланировка — незаконная, а также что в квартире над ее собственной — именно бизнес по сдаче в аренду. То есть, владелица там не живет. «Собственница квартиры оформила ИП и с мая 2016 года начала сдавать комнаты посуточно, разместив рекламу на разных сайтах, — уверяет Наталья. — Чтобы ввести в заблуждение контрольно-надзорные органы, зарегистрировалась в квартире и зарегистрировала родственников (будто они там проживают и сдают лишь излишки площади, за что платят налоги). Это мы и пытались доказать в суде, но не смогли. С самого начала стройки (февраль 2016 года) мы начали обращаться в ЖКС-1, администрацию района, жилищную инспекцию, прокуратуру, полицию.

Выдавались предписания прекратить стройку, которые собственница игнорировала». Наталья добавляет, что администрация в октябре 2017 года подала иск в суд по факту незаконной перепланировки (информация об этом есть на сайте Куйбышевского районного суда), и теперь адвокат ответчицы убеждает судью, что собственница проживает в квартире с семьей.
«Постояльцы возвращаются из клубов ночью, громко разговаривают, курят, хлопают дверьми, прыгают с лестниц, которые ведут к спальным местам на второй уровень, — рассказывает Наталья. — Летом в 3-4 утра туристы возвращаются с разводки мостов. Над нашей двухкомнатной квартирой расположены 5 комнат, в каждой установлен туалет, душ, мини-кухня с раковиной и электрической плитой. Мы вымотаны, спим урывками».

Реклама апартаментов на Малой Морской действительно есть на сайтах бронирования, например, Booking.com, Airbnb. В качестве собственницы апартаментов на 4 гостя указана некая Ольга (таких объявлений от нее несколько), по телефону, который открывается при бронировании, отвечают, что студию на Малой Морской действительно можно арендовать посуточно, заселиться можно уже завтра. При звонке из редакции по тому же телефону от комментариев отказались. При размещении на большинстве порталов собственник заявляет, что работает легально, подтверждающих это документов не требуется. Например, в Airbnb сообщили, что при регистрации своего жилья на сайте «необходимо подтвердить, что вы будете следовать законам страны, в которой вы планируете сдавать жилье».

Запрет не поможет
Александра Петрова, старший юрист Rightmark Group, советует соседям апартаментов на Малой Морской  обратиться в Роспотребнадзор, указав на несоблюдение собственником санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, который будет обязан провести проверку. «Документ может стать подспорьем по судебным делам, указанным в настоящей истории и объединенным в одно производство, — говорит Александра Петрова. — Дополнительно можно пожаловаться вышестоящему должностному лицу в прокуратуру на бездействие правоохранительного органа после истечения времени на добровольное исполнение предписания нарушителем».
Юристы добавляют, что участникам первой истории при наличии документов от уполномоченных органов о незаконности проведения работ можно обратиться в прокуратуру с требованием проверить и устранить нарушения при их наличии.

«Хотя в отношении гостиниц установлены требования по переводу помещений в нежилой фонд, с хостелами ситуация несколько отличается, — поясняет Павел Балюк, юрист фирмы Legal Studio. — В соответствии с ГОСТ Р 56184-2014, устанавливающим общие требования к хостелам, допускается размещение хостелов в квартирах. При этом хостелы могут иметь вход через общий подъезд с собственниками других квартир в том же подъезде. Указанный ГОСТ, конечно, содержит отсылку на соблюдение условий ЖК РФ в части соблюдения прав иных проживающих в доме граждан, однако на практике часто возникают конфликты, споры и судебные тяжбы. Данная проблематика уже поднималась депутатами ГД в 2015 году, в результате был подготовлен законопроект о внесении изменений в ст. 17 ЖК РФ. Могу предположить, что принятие законопроектаограничит количество споров и установит ограничения по размещению хостелов в многоквартирных домах».

Легальные хостельеры уверены, что запрет на размещение такого бизнеса в квартирах не только не спасет от нарушителей, но и увеличит их число. Те, кто работают сейчас по закону, уйдут в тень, перестанут следить за чистотой и поддерживать отношения с соседями. Напомним, последние поправки в законопроект о запрете хостелов в квартирах предлагают собрать для открытия хостела согласие большинства жильцов дома. При этом правом вето обладать будут только владельцы прилегающих квартир.

Автор: Марина Васильева
Источник: газета «Деловой Петербург»