(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Турецкий подрядчик ЗСД не расплатился с десятками петербургских компаний

Десятки петербургских подрядчиков пытаются получить деньги за работы по строительству Западного скоростного диаметра. Они предъявляют претензии турецкому подрядчику консорциума «Магистраль Северной столицы».
Десятки петербургских субподрядчиков турецкой компании АО «Иджа Асталди-Идж Ичташ ВХСД Иншаат Аноним Ширкети» уже более 3 месяцев не могут получить деньги за работы по строительству ЗСД. По данным арбитражного суда, иски против турецкой компании уже подали более 20 компаний из Петербурга и Ленобласти. Сумма задолженности исчисляется уже сотнями миллионов рублей.
АО «Иджа Асталди-Идж Ичташ ВХСД Иншаат Аноним Ширкети» — совместное предприятие турецкой компании IC Ictas и итальянской Astaldi (см. «Схема взаимоотношений участников...»). В 2011 году эти компании были привлечены в качестве подрядчиков международным консорциумом ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС), который выиграл конкурс на строительство центрального участка ЗСД стоимостью почти 130 млрд рублей.
Особые договоры
В 2011 году та же турецкая компания была генподрядчиком при строительстве аэропорта Пулково, затем — части трассы М11 между Петербургом и Москвой.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «ДП», что при строительстве ЗСД соглашение итало-турецкой компании с городом было составлено таким образом, что городские власти не имеют права вмешиваться в деятельность компании. «В соглашении написано, что компания свободна в выборе субподрядчиков, отбор происходит без конкурса по усмотрению иностранного подрядчика, и город не смог бы повлиять на отношения сторон, даже если бы захотел», — говорит источник.
«На старте строительства ЗСД турки заставляли всех поставщиков, в том числе и нас, подписывать договор на двух языках, где был странный пункт, — рассказывает еще один предприниматель. — В нем говорилось, что в случае прекращения деятельности компании — застройщика ЗСД право требования оплаты без уведомления контрагентов переходит к третьим лицам. То есть поставщик должен требовать деньги за поставку у какой-то фирмы «Рога и копыта», а тот, с кем он заключал договор, умывает руки. Юристы советовали не связываться, но мы подписали контракт, корректировать его турецкая сторона отказалась. Правда, наша компания ушла с проекта «в полуфинале» и не понесла убытков».
Среди тех, кто теперь судится с АО «Иджа Асталди-Идж Ичташ ВХСД Иншаат Аноним Ширкети» в надежде получить деньги за работу на стратегической стройке, — ООО «Лидер-пром», ООО «Баркада», ООО «Рентал юнитс» и другие. Это строительные компании, фирмы по аренде спецтехники, производству бетона и т. д. Суммы исковых требований невелики — 10-15 млн рублей. Но количество неурегулированных долгов растет
Молчание и долги
Строительная компания «Термит» (копия ее искового заявления есть в редакции) в сентябре выполняла работы по демонтажу бетона. Максим Петров, гендиректор фирмы, рассказывает, что заказчики должны были заплатить до 15 октября 1,6 млн рублей, но денег до сих пор нет. «Думаю, что общая сумма долга всех пострадавших субподрядчиков — сотни миллионов рублей, почти все мои знакомые подрядчики в похожей ситуации», — говорит Максим Петров.
Антон Павлов, гендиректор компании «Вытеграстрой» (копия его договора с генподрядчиком есть в редакции), планирует обратиться в суд в ближайшее время. Его компания монтировала барьерные ограждения на магистрали. «Мы заключили договор, получили аванс и начали работать; еще в процессе было много проблем, — вспоминает он. — Например, в чертежах значились одни параметры конструкций, а по факту были другие». Предприниматель рассказывает, что такие несоответствия приводили к дополнительным расходам, но заключать допсоглашения заказчик отказывался. «Было много дополнительных работ, которые нас убеждали делать на основании устной договоренности», — уточняет Антон Павлов.
Жалуются предприниматели и на особенности турецкого делопроизводства. «Если не хватает подписи в договоре с турецкой компанией — человека, который должен расписаться, невозможно найти. На наши письма не ставили входящие номера, поэтому общаемся теперь через почту с уведомлением о доставке», — говорит Антон Павлов.
Предприниматель рассказывает, что, поскольку объект уже запустили, большая часть руководителей отключили свои телефоны и разъехались. «Формы документов, которые используются, — собственная выдумка турецкой компании с огромным количеством подписей непонятных людей, которые всегда отсутствуют на месте. Одну и ту же бумагу могут требовать несколько раз под предлогом исправления или утери», — добавляет предприниматель. Еще несколько субподрядчиков признали, что также не получили денег за работы на ЗСД, но комментировать проблему отказались.
Вопрос кооперации
С компанией «Иджа Асталди-Идж Ичташ ВХСД Иншаат Аноним Ширкети» подрядчикам поговорить не удается, предприниматели рассказывают, что по электронной почте на их письма не отвечают, трубку не берут. В офисе компании на Дунайской улице корреспонденту «ДП» пояснили, что «тут — юридический адрес, а основная часть компании и все руководство — на объекте». На официальный запрос «ДП» в компании сообщили: «При выполнении любого масштабного проекта такого уровня, как ЗСД, возможны разногласия между генподрядчиком и субподрядными организациями по вопросам качества и своевременности выполнения работ, оказания услуг и их оплаты. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо основания утверждать о систематической задержке оплат со стороны нашей организации».
Поскольку ситуации субподрядчиков похожи, они задумались о подаче совместного иска. Но Мария Смирнова, старший юрист Rightmark Group, считает, что у предпринимателей это вряд ли получится. «Даже если пострадавшие объединят иски, суд их, скорее всего, разъединит, поскольку иски основаны на разных договорах, — рассуждает Мария Смирнова. — Кооперация истцов в данном случае нецелесообразна. Совместная подача исков только затруднит и замедлит рассмотрение дела». Илья Сорокин, старший юрист BGP Litigation, думает иначе. «Если суд установит, что требования истцов связаны, шанс на объединение есть, — рассуждает эксперт. — Чем обоснованнее позиции истцов и пассивнее ответчик, тем больше шансов, что иски объединят. В сложившейся ситуации это можно будет воспринять как неформальный знак согласия суда с обоснованностью исков». Но на практике, отмечает он, объединяют иски нечасто, шансы на это невысоки. Тем более что каждый договор имеет свой предмет, и требования кредиторов будут подтверждаться уникальными доказательствами.
Один из источников на условиях анонимности предположил, что турецкая компания задолжала субподрядчикам потому, что не получила, в свою очередь, денег от МСС. «До конца февраля должны рассчитаться, — настаивает источник, — ведь турецкие строители не собираются уходить с российского рынка и хотят получить подряды на другие крупные инфраструктурные проекты в России, негативный фон после окончания строительства ЗСД не пойдет им на пользу».

Субподрядчики настолько бедствуют, что трудно себе представить, с «Зенит-ареной» ситуация та же, если не хуже. Причем у города остаются десятки миллиардов неизрасходованных средств, при этом субподрядчикам не платят, значит, деньги где-то застревают — либо у города, либо у генподрядчика. За последние 2 года в Петербурге в 5 раз увеличилось число банкротств малых строительных фирм именно из-за повальных неплатежей. Выполнил работы — обращайся в арбитраж, причем решение суда можно спокойно не исполнять.
ЛЕВ КАПЛАН
директор объединения строительных компаний «Союзпетрострой»


Нам застройщик ЗСД задолжал 12 млн рублей. Правда, недавно заплатил 3 млн рублей и обещает погасить остаток за 2 месяца. Но иск до полного расчета я из суда забирать не буду. Ответчик говорит, что с ним не рассчитался городской бюджет. Верю. Ведь все знают, что казна пуста, что нельзя столько воровать, что стадион на Крестовском подорожал с 6 млрд до 48 млрд рублей, что малые строители мрут как мухи. Мы-то пока держимся. Но крайними быть не хотим. Если нам не заплатят, будем судиться.
ЛЕВОН ДАВИДЯНЦ
гендиректор компании «Лидер Пром»


В соответствии с договором подряда по строительству центрального участка ЗСД, заключенным между МСС и ICA, коммерческие вопросы закупок материалов и услуг субподрядных организаций находятся в компетенции ICA. МСС не имеет доступа к коммерческим условиям, которые подрядчик устанавливает для субподрядных организаций и поставщиков материалов. Оплата от МСС к ICA осуществляется на основании сертификатов, проверенных независимым инженером, весь сертифицированный объем работ оплачивается своевременно.
АНДРЕЙ ЦАПУ
представитель ООО «Магистраль Северной столицы»


Авторы: Марина Васильева, Наталья Ковтун, Ольга Мягченко
Источник: газета «Деловой Петербург» 
 
Ссылка на источник: dp.ru