(812) 622-07-70
 

Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 7, оф. 612

ru en

Права пассажиров и обязанности перевозчика при задержке авиарейса

Как часто случается, очередная тема для публикации «приземлилась» на голову — внутренний рейс автора задержали, и он решил выяснить права пассажиров и обязанности перевозчика в подобных ситуациях.
Формально последствия задержки рейса можно разделить на две части — обязанности авиакомпании непосредственно в аэропорту, а также иные права пассажира в указанном случае.

Согласно Федеральным авиационным правилам (приказ Минтранса России от 28.06.2007 №82) при задержке рейса, которая отсчитывается со времени отправления рейса, указанного в билете, независимо от причин задержки перевозчик обязан организовать в пункте вылета следующие бесплатные услуги:
 — предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
 — обеспечение прохладительными напитками, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
 — обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
 — размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время с доставкой транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
 — организация хранения багажа.

В случае если услуги в законодательно предусмотренный интервал задержки предоставлены не были, однако вы понесли расходы на питание и прочее, необходимо сохранить чеки, если впоследствии вы готовы судиться с авиакомпанией, поскольку добровольно перевозчики неохотно удовлетворяют денежные требования.

Что касается иных прав пассажира, то в первую очередь вы можете отказаться от перевозки (п.226 Федеральных авиационных правил, ст.108 Воздушного кодекса РФ). При задержке такой отказ считается вынужденным, то есть даже при приобретении билета по невозвратному тарифу стоимость возвращается полностью. В зависимости от способа приобретения билетов с требованием о возврате денежных средств вам необходимо обратиться непосредственно к авиакомпании или к агентству. В соответствии с Федеральными авиационными правилами при вынужденном отказе перевозчик обязан поставить соответствующую отметку в билете или выдать иные документы, подтверждающие задержку рейса.

Согласно Закону РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» возврат денежных средств должен быть произведен в течение 10 календарных дней со дня предъявления требования. В случае просрочки возврата денежных средств вы можете взыскать неустойку в размере 3% от цены билета за каждый день просрочки.

Пассажир также имеет право на возмещение убытков, взыскание штрафа (ст.120 Воздушного кодекса РФ) и компенсацию морального вреда (ст.15 Закона о защите прав потребителей), если просрочка не была связана с обстоятельствами непреодолимой силы, устранением неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иными обстоятельствами, не зависящими от перевозчика.

Необходимо отметить, что не всегда позиция перевозчика о неисправности судна влечет отказ в возмещении требований. Согласно судебной практике для того, чтобы в иске было отказано, ответчик (авиаперевозчик) должен доказать, что им были предприняты все возможные меры к доставке пассажиров в срок.

С 01.04.2024 штраф за каждый час просрочки перелета составляет 100 рублей, но не более чем 50% стоимости билета (до 01.04.24 размер штрафа составлял 25 рублей за час).
В качестве убытков суды взыскивают расходы пассажиров на приобретение билетов на иной рейс вместо задержанного, оплаченные и несостоявшиеся экскурсии, забронированные гостиницы, расходы на питание, транспортные расходы и другие расходы, которые пассажир понес вследствие задержки рейса.

Взысканные суммы компенсации морального вреда варьируются в пределах от 3000 до 10000 рублей.

Соответствующие претензии можно предъявить авиакомпании в течение 6 месяцев со дня задержки рейса. Срок рассмотрения претензии составляет 30 дней. Если претензия не будет удовлетворена перевозчиком в добровольном порядке, однако требования пассажира будут удовлетворены судом, с перевозчика подлежит взысканию штраф в размере половины присужденной вам суммы.
Как резюме, необходимо отметить, что, к сожалению, предусмотренные в настоящее время законом последствия задержки рейсов, а также усилия, затраченные на их получение от перевозчиков, не компенсируют нарушенных планов пассажиров.
_________________________________
Позиция Адвокатской палаты Санкт-Петербурга может не совпадать с мнением авторов.

Автор: Наталия Верёвкина — руководитель практики разрешения споров юридической компании Rightmark Group.
Источник: #ProКачайПрава

Ссылка на источник: dzen.ru