Есть две категории вывесок: информационные и рекламные. Информационные вывески содержат сведения, раскрытие которых является обязательным в силу закона. К примеру, в целях защиты прав потребителей коммерсанты должны доводить до посетителей информацию о фирменном наименовании своей организации, адресе и режиме ее работы. Размещение таких сведений в месте деятельности компании не преследует рекламных целей, а направлено на информирование третьих лиц и идентификацию компании как участника гражданского оборота.
Федеральный закон «О рекламе» обязывает получать разрешения только для размещения рекламных конструкций, цель которых — формирование или поддержание интереса к продукции и их продвижение на рынке. Штраф за нарушение требований к установке или эксплуатации рекламной конструкции в отношении юридических лиц может достигать миллиона рублей. Поэтому понимание того, какая вывеска является рекламной, а какая — нет, необходимо во избежание неблагоприятных последствий.
Зачастую возникают споры, связанные с обжалованием привлечения к административной ответственности. Коммерсанты ссылаются на то, что размещаемые ими вывески не носят рекламного характера и имеют исключительно информационное значение.
При разрешении таких дел суды оценивают как содержание вывески, так и все обстоятельства ее размещения с учетом каждой отдельной ситуации и сложившихся обычаев делового оборота. К примеру, указатель с наименованием торгового центра, номером телефона и упоминанием о сдаче помещений в аренду является рекламой, поскольку он, по существу, направлен на привлечение внимания, а не на простое информирование третьих лиц. А вот размещение стелы с ценами на топливо перед автозаправочной станции является правовым обычаем и не признается рекламой.
Таким образом, размещение вывески ее владельцем — будь то собственник помещений, либо арендатор — с указанием наименования и места нахождения своей организации в данном здании, не влечет безусловную обязанность получения разрешения на ее установку.